Город Фарах на западе Афганистана — седьмая столица провинции, попавшая в руки талибов*. Со вчерашнего дня именно Мазар-и-Шариф, крупнейший город на севере страны, стал объектом самых жестоких нападений исламистских боевиков. Мало по малу территория, занятая регулярной афганской армией, сжимается как шагреневая кожа перед лицом информированных захватчиков, которые по-своему празднуют вывод иностранных войск из Афганистана, этот окончательный уход, обещанный Дональдом Трампом и выполненный Джо Байденом в 2021 году.
Так, в Афганистане американские президенты сменяют друг друга, похожие друг на друга. После ухода последних американских батальонов исламистские отряды талибов* скоро вернут себе власть в Кабуле. И мы знаем, что для них означает возвращение власти: насилие над теми, кто руководил страной до них, неистовое бегство гражданского населения, нарушение прав женщин, применение законов шариата.
Бегство США
Какими бы ни были переговоры между американским президентом и действующим правительством, чем бы ни закончились более или менее тайные встречи между американскими представителями и талибами*, конец истории теперь кажется очевидным: Соединенные Штаты больше не в состоянии обеспечивать безопасность законного правительства, которое они сами и создали. Это не уход, это побег. Это бегство и международного сообщества, более или менее подстрекаемое своими американскими партнерами.
Таким образом, от начала до конца эта война в Афганистане кажется абсолютным абсурдом, закончившимся полным провалом. Похоже, мы забыли, что первая война в Афганистане была начата советской армией против мусульманских моджахедов в поддержку афганских коммунистов, захвативших власть в Кабуле в 1978 году. Эта советская военная операция, продолжавшаяся с 1979 по 1989 год, стала последним кризисом холодной войны. Напомним, что американцы, поддержанные всеми атлантическими странами, вооружали моджахедов в надежде на то, что они как можно скорее выгонят Советы из региона.
Но это также ознаменовало начало исламского сопротивления против любой страны, считающейся захватчиком, и против любого режима, который воспользуется ее поддержкой. А сейчас, сорок лет спустя после начала советской войны в Афганистане, вещи пакуют уже сами американцы. Когда после обрушения башен на Манхэттене президент Буш объявил войну Афганистану, который попал в руки талибов*, он думал, что быстро одолеет боевиков, которыми командовали личности вроде Бен Ладена.
Грех гордыни
Но все пошло не по плану: талибы* не исчезли, наоборот, они усилили свое влияние, и, если бен Ладен был убит американскими спецслужбами, то его идеология никуда не делась и его борьба была продолжена. Американский президент хотел «демократизировать и развивать» Афганистан. За этот грех гордыни его преемники должны были заплатить по счетам. Ловушка захлопнулась.
Относительно того, что будет с людьми, которые «сотрудничали» с американцами, с женщинами, которые приобрели независимость и не смогут ее сохранить, то, очевидно, следует опасаться худшего. Но столь же очевидно, что сплочение исламистов из Афганистана и других мест продолжится, если ситуация в Кабуле не изменится. То, что за сорок лет две величайшие державы мира пришли к такому исходу, взяв на себя ответственность за войну и закончив ее таким образом, это не только неудача, но и ужасная ошибка, за которую придется дорого заплатить.
* талибы — движение Талибан, запрещенное в России