Возможно, речь не идет о панике, но серьезная озабоченность афганских властей продвижением боевиков «Талибана»* налицо. Президент Афганистана Ашраф Гани стал полевым командиром и лично посещает районы боевых действий. Недавно он передал частично обеспечение безопасности страны региональным военизированным группировкам, с которыми он конфликтовал в течение многих лет. Он призывает мирное население вооружаться. Афганистан больше не скрывает обиды по отношению к США, которые оставались в стране в течение двадцати лет, но ушли без предупреждения в период с мая по июль. Во вторник, 10 августа, американский президент Джо Байден заверил, что «совсем не сожалеет о своем решении».
В среду президент Гани неожиданно прибыл с коротким визитом в Мазар-и-Шариф, большой город на севере страны, осажденный талибами*, чтобы показать, что власти намерены противостоять атакам боевиков, которые теперь контролируют более четверти центров провинций. Поездка призвана убедить деморализованных силовиков в том, что борьба не проиграна. В тот же день в Кундузе, другом крупном городе на севере страны, последние подразделения, оборонявшие аэропорт и укрепленное сооружение, сложили оружие перед исламистами.
Призывы о помощи
Глава государства также встретился на месте с бывшими участниками гражданской войны в Афганистане в период с 1992 по 1996 годы, например, с генералом Абдул-Рашидом Дустумом, который только что прибыл с группой «вооруженных людей», чтобы противостоять талибам, захватившим основные районы города Шеберган. Ашраф Гани также встретился с Мохаммадом Атта Нуром, бывшим губернатором провинции Балх, столицей которой является Мазар-и-Шариф. Будучи очень влиятельным человеком в этом регионе, он поклялся сопротивляться «до последней капли крови». Вашингтон одобрил это запоздалое единение главных политических фигур Афганистана, но выразил обеспокоенность по поводу слабости армии и возможного маневра талибов* с целью окружения Кабула, лишив его продовольствия и электричества.
На дипломатической арене афганские власти активизируют призывы о помощи на фоне продолжающейся гуманитарной катастрофы. Десятки тысяч людей нашли убежище в лагерях по всей стране, спасаясь от боевых действий, которые сейчас происходят в административных центрах. Одним из них является лагерь Хаджи, расположенный на окраине Кандагара, крупного города на юге страны. «Мы просим международные организации помочь нам как можно быстрее, предоставив нам материалы и продукты для всего населения», — взмолился в среду Гулам Бахауддин Джайлани, глава афганского управления по чрезвычайным ситуациям.
9 августа первый вице-президент Афганистана Амрулла Салех, бывший глава секретной службы (NDS), также обратился к международному сообществу и союзникам Афганистана с просьбой не оставлять его страну один на один с талибами*. «Мы призываем Организацию Объединенных Наций и другие организации сотрудничать с нами, чтобы найти способ масштабного вмешательства и помочь тысячам беженцев, бежавших, в частности, в Кабул, от жестокости, убийств и насилия со стороны боевиков», — заявил он.
Тупиковый мирный процесс
Мало того, что мирный процесс между ставшими врагами друг другу афганцами, начатый 12 сентября, теперь зашел в тупик. Дело в том, что освобожденные из тюрем талибы*, в том числе многие командиры, которые вернули себе свободу в обмен на отказ от насилия, в настоящее время возглавляют наступление против режима Кабула. Это не помешало боевикам снова призвать к освобождению еще 7000 заключенных «для укрепления доверия» в рамках продолжающегося мирного процесса, также и в Дохе. Требование было отклонено Кабулом. 6 августа официальный представитель тюремной администрации Сафиаулла Джалазаи подтвердил, что «сотни заключенных» были освобождены из мест заключения и в тех столицах провинций, которые уже захвачены талибами*.
Дохинское соглашение от 29 февраля 2020 года было публично осуждено всеми афганскими властями, которые именно в этом соглашении видят причину возвращения Талибана* к порогу власти. Министерство иностранных дел Афганистана предоставило своим дипломатам карт-бланш для осуждения ухода американцев. По мнению Мохаммада Хомаюна Азизи, посла Афганистана в Париже, «это соглашение открыло путь к кровавому сценарию, разворачивающемуся на наших глазах» путем «политической легализации террористической группировки».
По его словам, условия вывода американских войск «очень негативно повлияли на моральный дух и боеспособность наших войск на местах». По мнению этого дипломата, покидая ночью 3 июля без предупреждения крупнейшую в стране базу Баграм и оставляя после себя выведенные из строя части объектов, доверие, оказанное афганским солдатам, было поставлено под сомнение. Пентагон сослался на вопросы безопасности.
Точно так же, сказал он, «внезапное прекращение американской авиационной поддержки наших сил обороны было катастрофическим (…), США и НАТО не могут избежать ответственности за последствия своих действий». Сейчас, говорит г-н Азизи, «столкнувшись с преступлениями талибов*, американцы не предлагают ничего лучше, чем этические советы и пресс-релизы. Это недостойно великой державы и создает в будущем питательную среду мировой террористической угрозы, как известно очень опасной, например действия Аль-Каиды*».
* Талибан (талибы), Аль-Каида — террористические организации, запрещенные в РФ