В пятницу талибы* взяли город Зарандж, столицу провинции Нимроз на юго-западе Афганистана. Впервые за много лет исламистским экстремистам, чьи позиции всегда были сильнее всего в сельской местности, удалось захватить столицу провинции.
Некоторые попытались приуменьшить значение этой новости, но вслед за Заранджем талибы взяли еще девять столиц провинций: Шибарган, Сари-Пуль, Талукан, Кундуз, Айбак, Фарах, Пули-Хумри, Файзабад и, наконец, Газни в 15 милях к юго-западу от столицы страны Кабула.
Многие эти города находятся на севере Афганистана, который традиционно представляет собой мощный оплот сопротивления талибам. Столица провинции Балх Мазари-Шариф многие годы была базой шведских сил в Афганистане.
Для правительства худшей новостью стала потеря крупного города Кундуза, важного торгового и военного центра на севере. После тяжелых боев полиция и армия, судя по всему, бежали из города, бросив немало оружия и военной техники.
Не менее болезненно и то, что в руки талибов попал город Талукан с его пестрым населением, состоящим из таджиков, узбеков, пуштунов и хазар. В 1990-е в этом городе располагалась штаб-квартира полевого командира Ахмада Шаха Масуда, возглавлявшего борьбу так называемого Северного альянса с Талибаном*.
Скорее всего, именно эта нехватка воли к борьбе и стала важной предпосылкой успехов Талибана. А косвенно их поддержало и то, как именно Соединенные Штаты выводили из страны свои войска.
«Это был не просто вывод войск, это было тотальное невнимание. Все, что их интересовало, — уйти из страны», — подчеркивает афганский аналитик Рахматулла Амири (Rahmatullah Amiri) в беседе с SvD.
Особенно отчетливо это было видно, когда в ночь на 5 июля американцы просто отключили электроснабжение огромной авиабазы Баграм и молча ушли, не передав никому управление базой и даже не оставив сообщения для афганских партнеров.
«США никогда не позволяли афганцам брать дело в свои руки. Они всегда диктовали условия. Правильно было то, что они считали правильным, — ведь именно они оплачивали счета», — поясняет Амири.
И это, и ставка на количество вместо качества, поскольку это лучше смотрелось на бумаге, с самого начала не давало афганской армии укрепить собственные силы, считает Рахматулла Амири.
«Сначала были созданы местные полицейские силы, потом их распустили, потом появилась афганская территориальная армия, потом разогнали и ее. Они придумывали и опробовали разные решения, просто перебирая».
Вдобавок американцы никогда не доверяли афганцам и поэтому не хотели передавать им ответственность — пока просто не ушли из страны.
Однако Рахматулла Амири уточняет, что в сложившейся ситуации виноваты не только американцы, но и афганское правительство.
«Правительство в замешательстве, оно не знает, что предпринять. Президент Ашраф Гани — технократ, который только произносит речи, а изменить обстановку на местах не способен».
«Когда речь заходит о правах человека, правах женщин и меньшинств, Талибан — настоящее зло. В этом правительство намного лучше. Но в отношении коррупции, безнаказанности, уровня справедливости и безопасности все наоборот», — говорит Рахматулла Амири.
Взяточничество среди талибов — большая редкость, как и личная безнаказанность. «Если командир талибов начинает наживаться на своем положении, он предстает перед судом, ни о какой безнаказанности речи быть не может. Исключение — если происходящее идет на пользу Талибану в целом, тогда они могут проявить снисходительность. Но, например, похитить чужую дочь и остаться безнаказанным нельзя».
По мнению Рахматуллы Амири, это тоже объясняет успехи талибов. Что касается шансов нынешнего правительства на выживание, аналитик настроен пессимистически. В среду сообщалось, что афганский министр финансов Халид Пайенда ушел в отставку и покинул страну.
«Сегодня сложилась наихудшая обстановка с 2001 года. Есть люди, готовые биться с Талибаном, но они не хотят сражаться за коррумпированное правительство. Не думаю, что пройдет больше шести месяцев, прежде чем все рухнет».
Миллионам афганцев придется бежать от Талибана, и их не остановят ни колючая проволока, ни угрозы отправить обратно.
«Турция строит стену, чтобы остановить афганцев, но тогда они найдут другие пути, пусть и более опасные. Людей, утративших всякую надежду, не остановить».
* террористическая организация, запрещена в РФ