Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Главком (Украина): «неправильный расчет» Байдена, и кто может стать новым адвокатом Украины в США

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкВстреча президентов России и США В. Путина и Дж. Байдена в Женеве
Встреча президентов России и США В. Путина и Дж. Байдена в Женеве - ИноСМИ, 1920, 13.08.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экс-посол США на Украине Уильям Тейлор порассуждал об «измене» в отношении «Северного потока — 2», статусе США как главного союзника Украины, стратегии Вашингтона в противостоянии с Москвой и ожиданиях от августовского саммита Зеленского и Байдена. Что еще рассказал американский дипломат — читайте в статье.

Исполнительный вице-президент Института мира США, экс-посол США в Киеве (2006-2009 гг.) Уильям Тейлор очень хорошо знает Украину. Несмотря на то, что его каденция завершилась давно, он часто бывает в Киеве. Он был наблюдателем на последних президентских выборах, а с лета 2019-го до начала января 2020 года он занимал должность временного поверенного в делах США на Украине. Понятно, что Тейлор до сих пор в курсе всех событий на американской внешнеполитической кухне.

Поэтому «Главком» попросил Тейлора объяснить, как так случилось, что президент от демократов Джо Байден, который активно выступал против «Северного потока — 2» (и приход которого так горячо поддерживали на Украине), согласился на сделку с немецким канцлером Ангелой Меркель чтобы этот поток был запущен. Считает ли Уильям Тейлор это «предательством» Украины? С этого вопроса мы и начали нашу беседу.

«Северный поток — 2» — плохая идея, как для Украины, так и для Европы»

«На самом деле, все — президент Байден, госсекретарь Блинкен, Конгресс, большинство людей, с которыми я разговаривал, соглашаются, что „Северный поток — 2" — плохая идея, как для Украины, так и для Европы, — говорит Тейлор. — Об этом заявляли и президент Байден и госсекретарь Блинкен, а Конгресс принял закон, введя санкции против „Северного потока — 2"».

Также очевидным является то, что украинцы и американцы очень решительно настроены против этого проекта. Это, в частности, можно наблюдать в Конгрессе, где несколько сенаторов из обеих партий выразили большую обеспокоенность по соглашению Байдена — Меркель. И сенаторы, и конгрессмены не отказались от своего намерения остановить «Северный поток-2», хотя он почти полностью завершен.

На данный момент в Сенате и Палате представителей продолжается работа по использованию различных механизмов, чтобы остановить «Северный поток — 2». Поэтому эта история еще не завершена.

Главком: Может ли быть так, что президента Байдена плохо проинформировали и поэтому он согласился на такое соглашение с Германией? Потому что в СМИ появилась даже информация, что в Администрации Байдена есть проукраинские и пророссийские чиновники и советники…

Уильям Тейлор: Не думаю, что в американском правительстве есть пророссийские советники или должностные лица. На мой взгляд, это решение должно было учитывать последствия российского рычага и способности России влиять на Украину и Европу благодаря «Северному потоку-2». Но я подозреваю, что внутри администрации Байдена шли в первую очередь дебаты относительно влияния газопровода на американо-германские отношения. Думаю, что там меньше внимания уделяли российскому фактору, а больше — американо-немецкому. И это был неправильный расчет. В администрации Байдена должны больше фокусироваться на проблемах, которые могут возникнуть из-за российского влияния.

— Недавно Курт Волкер написал статью «Как Путин продолжает выигрывать», в которой он, в частности, подчеркнул, что президент России использует три ошибки, которые Соединенные Штаты делают снова и снова: дефолт по деэскалации, а не противостояние агрессии; желание разделить вопросы, а не развязывать их; самоудовлетворение ролью США в мире, а не стремление к активной конкуренции». Можете прокомментировать?

— Я вижу, что администрация Байдена бросает вызов России. Я помню, как несколько месяцев назад, в конце апреля, когда россияне отправили сотню тысяч военных к границе с Украиной, администрация Байдена действовала очень активно и жестко в отношении России. Тогда президент Байден позвонил президенту Зеленскому, чтобы посоветоваться с ним, а после этого он позвонил президенту Путину. И тот отступил от Украины. Байден также сказал Путину, что введет санкции через два дня. Телефонный звонок был во вторник, а в четверг США ввели новые санкции против России.

Хочу подчеркнуть, что речь шла не только об одном телефонном звонке Байдена президенту Зеленскому. Госсекретарь США Блинкен позвонил министру иностранных дел [Укрианы] Кулебе, советник президента США по вопросам нацбезопасности позвонил в офис президента Украины, министр обороны США позвонил украинскому министру обороны, а председатель Объединенного комитета начальников штабов США пообщался с главнокомандующим вооруженных сил Украины Русланом Хомчаком. Все эти месседжи, все эти телефонные звонки были последовательными и все они четко выражали американскую поддержку Украины в ответ на наращивание Россией военного присутствия у границы.

Более того, эти звонки демонстрировали украинцам поддержку США в ответ на агрессию России. Также это был очень сильный месседж русскими и господину Путину, что США будут сильно и твердо поддерживать Украину. Мы увидели, что президент Путин отступил, отведя часть войск от границ Украины. Правда там осталось много военной техники, и значительные российские военно-морские силы размещены у границ Украины. Но я могу твердо сказать, что в данном случае администрация Байдена эффективно противостояла России.

— Да, действительно, все сказанное вами имело место. Но относительно минского процесса урегулирования ситуации в Донбассе, мы не видим никакого прогресса и именно из-за позиции России…

— Я согласен с этим. И именно поэтому меня воодушевляет возможность вступления правительства США в минские переговоры и «нормандскую четверку». Конечным пунктом должен стать полный суверенитет Украины, ее территории, включая с Крымом и всем Донбассом. Но проблема, как дойти до этого. Минские переговоры и «нормандская четверка» не смогли дойти до этой цели. Поэтому меня подбадривает пресс-конференция президента Байдена после завершения его саммита с Путиным в Женеве, на которой глава Белого дома, выразил поддержку суверенитета Украины, ее независимости и территориальной целостности. Он добавил предложение, которого в заявлениях США до этого не было. Это подсказывает мне, что президент Байден, возможно, говорил с Путиным, что США рассмотрят привлечение к переговорам по Украине. Если такое произойдет, то это будет важным для решения проблемы Донбасса. Благодаря привлечению США, как об этом намекнул президент Байден, возможно, мы достигнем этого результата.

— Вы видите реальные шаги администрации Байдена в этом направлении, чтобы присоединиться к переговорам в нормандском формате? Например, Джордж Кент, который исполняет обязанности посла США на Украине, не надеется на участие американских чиновников во время возможных переговоров по ситуации на Востоке Украины. Более того, ранее, во времена Трампа, США назначили специального представителя США по Украине Курта Волкера. А сейчас даже об этом не говорят, потому что Россия выступает категорически против этого.

— Убежден, что в Белом Доме думают над этим вопросом. Действительно, существовало две модели, которые американское правительство использовало в прошлом. В частности в администрации Обамы помощник госсекретаря США по делам Европы Виктория Нуланд играла эту роль. Она общалась с русскими и тесно консультировалась с украинцами, немцами и французами. При этом Нуланд имела полную поддержку правительства США, когда она вела переговоры с россиянами.

Администрация Трампа имела другую модель, которую представлял Курт Волкер как специальный представитель США по Украине. Он делал то же самое: вел переговоры с русскими, тесно консультировался с украинцами, французами и немцами, другими союзниками. Но он не входил в состав правительства. Возможно, существуют и другие модели привлечения США к Минским переговорам. Я думаю, что администрация Байдена рассматривает, как присоединиться к переговорам в рамках Минского процесса.

«Украина может стремиться подписать двустороннее оборонное соглашение с США»

— Господин Тейлор, что вы думаете о других способах продемонстрировать поддержку Украине, в частности, о предоставлении Украине статуса главного союзника США вне НАТО? Ведь впервые такая идея возникла еще в 2014 году, после аннексии Крыма. Тогда в Конгресс США был внесен законопроект о предоставлении статуса основного союзника, не являющегося членом НАТО, трем странам — Грузии, Молдове и Украине. А во второй раз она была озвучена в мае 2019 года, когда в Палату представителей США был внесен законопроект по Украине.

— Было бы очень полезно, если бы США выразили сильную поддержку суверенитету, независимости и территориальной целостности Украины, имея более формальные военные отношения с Украиной. Существует много способов сделать это. И некоторые из этих способов можно реализовать быстро, а некоторые могут занять много времени. Потому что членство в НАТО требует согласия многих других правительств. И поэтому вступление Украины в НАТО может занять больше времени.

Что касается статуса главного союзника США вне НАТО, о котором вы упомянули, то это требует только согласия правительств США и Украины. Такое решение может набирать силу. И по этому поводу существует поддержка в Конгрессе. И главное — это не противоречит конечной цели — членству Украины в НАТО.

Действительно, статус главного союзника США вне НАТО является выгодным для Украины. Но важно, чтобы все поняли, что он не предоставляет гарантий безопасности, что это не тоже самое, что статья 5 Вашинтонгского договора, которая гласит, что атака на одного члена НАТО является нападением на всех членов альянса.

С другой стороны, этот статус будет означать, что США рассматривает Украину как главного союзника. Другая идея, о которой я хотел бы сказать, — это двустороннее оборонное соглашение, которое заключается с согласия США и Украины. Но и это соглашение не дает гарантий безопасности. Хотя оно дает определенные выгоды, в частности, в сфере военного сотрудничества, поставок определенной оборонной продукции и похоже на то, что может получить главный союзник США вне НАТО.

— Как сообщили СМИ со ссылкой на офис президента Украины, во время визита Владимира Зеленского в США планируют подписать три двусторонних соглашения. В частности, соглашения, касающиеся оборонного партнерства, проектов в сфере исследований, разработок, испытаний и оценки, и сотрудничества в космической отрасли. Вам, господин Тейлор, что-то известно об этом?

— Я знаю, что в администрации Байдена до сих пор работают над подготовкой к визиту, но я ничего не слышал об упомянутых вами соглашениях.

— Между нашими странами существует Хартия о стратегическом партнерстве, а разве, по вашему мнению, нельзя пойти по пути Израиля или Индии, чтобы усилить партнерство между нашими странами? Первая из них в декабре 2014 года стала главным стратегическим партнером США, а вторая в 2016 году — главным военным партнером США?

— Я уже ранее отмечал, что существует много разных способов для США и Украины, чтобы формализовать оборонительные и стратегические отношения. И это действительно, хорошие идеи, о которых вы сказали. Я думаю, об этом должны рассматривать оба правительства.

«Саммит будет сильным сигналом поддержки Украины Соединенными Штатами»

— Можно ли ожидать, что это будет сделано во время визита президента США в Вашингтон тридцатого августа?

— Возможно. Я очень рад, что этот саммит состоится. Он будет сильным сигналом поддержки Украины Соединенными Штатами.

— С какими результатами, по вашему мнению, должна ехать в США украинская делегация во главе с президентом Зеленским, чтобы саммит тридцатого августа был успешным?

— Думаю, что самой важной темой будет то, как США могут поддерживать Украину в ее противостоянии с российской агрессией. Но также там будут дискуссии о реформе судопроизводства. Я уверен, что также будут дискуссии о других экономических реформах, корпоративном управлении. Эти разговоры очень важны. Думаю, они будут между двумя президентами, но они вряд ли будут публичными. В публичных заявлениях должна прозвучать сильная поддержка Украины в ее борьбе за сохранение суверенитета.

— На конференции по реформам госсекретарь Энтони Блинкен объявил о пяти шагах, которые должно осуществить украинское правительство, и в первую очередь — это борьба с коррупцией и реформа корпоративного управления. Невыполнение Украиной упомянутых реформ повлияет на результаты саммита?

— Об этих пяти реформах говорилось давно. Это хорошо, что госсекретарь Блинкен вспомнил о них и дал им еще один толчок. К прогрессу в этих реформах Украину постоянно подталкивают МВФ, ЕС, США. Это хорошие идеи и я уверен, что это тоже будут обсуждать в Вашингтоне тридцатого августа.

Но, на мой взгляд, хочу это подчеркнуть, самым важным вопросом на этом саммите будет безопасность. Экономические и судебные реформы важны, и их надо имплементировать. МВФ выставил несколько условий для займа и некоторые из них уже выполнены. И несколько вещей, о которых говорил госсекретарь Блинкен, Украиной тоже выполнено, а МВФ оценит, соответствуют ли они условиям.

— Можем ли мы надеяться, что во время этого саммита украинскому президенту будет представлен новый посол США на Украине?

— Мы все на это надеемся. Это очень сложный процесс выбора, номинации и утверждения нового посла. Я согласен, что это должно произойти до тридцатого августа.

— Насколько вероятно, что во время встречи Зеленского и Байдена может быть поднят вопрос размещения на постоянной основе американской базы на территории Украины, чтобы тем самым показать России решительную настроенность США на поддержку нашей страны?

— Я слышал о такой идее, но я не могу подтвердить, что она будет серьезно обсуждаться. Конечно, США имеет действующих военных, которые находятся на полигоне в Яворове. Но я не знаю, чтобы где-то обсуждался вопрос пребывания американских солдат на Украине на постоянной основе.

«Буттиджич может стать сильным адвокатом Украины в правительстве США»

— На инаугурационном саммите «Крымской платформы» и в празднованиях украинского Дня Независимости США будет представлять министр транспорта Питер Буттиджич. В то же время известно, что в Киеве стремились, чтобы это был чиновник уровня вице-президента. То, что Камала Харрис не прибудет в Киев, означает, что ей пока не доверяют выполнение внешнеполитических функций? Или то, что мы ожидали слишком высокого представителя?

— Я знаю, что президент Байден предоставил вице-президенту Харрис значительные полномочия во внешней политике, в частности, в вопросах иммиграции, деятельности в Латинской Америке. Поэтому могу сказать, что президент Байден имеет очень большое доверие и уверенность в отношении вице-президента Харрис.

Конечно, было бы лучше, если бы сам президент или вице-президент посетили Киев, но их график является сложным и очень загруженным. И поэтому речь идет не о политическом решении, а о графике поездок.

Если министр транспорта Питер Буттиджич будет представлять США, это будет очень хорошо. Хочу сказать украинским друзьям, что Буттиджич — это восходящая звезда в американском правительстве. И у него будет очень хорошая политическая карьера. Будет замечательно, если он увидит энтузиазм и преданность украинцев западным ценностям, поймет Украину и вернется в США с этим сильным месседжем. Он очень умен, очень ясно выражается. Буттиджич может стать сильным, выразительным адвокатом Украины как в правительстве США, так и на более широкой политической арене.

— Какой месседж он привезет из США от президента Байдена, учитывая,, что это будет инаугурационный саммит «Крымской платформы»?

— Кто бы ни прибыл на «Крымскую платформу», будет четкий сигнал, что США никогда не признают нелегальную аннексию Крыма. И что санкции, которые введены против России за нелегальную аннексию Крыма, останутся до тех пор, пока Крым не будет возвращен Украине. Крым — это Украина.