В то время как отмечавшееся первого августа столетие Коммунистической партии Китая появилось в заголовках крупнейших СМИ в Китае и за его пределами, всего через несколько дней незамеченной прошла вторая годовщина. 50 лет назад девятого июля 1971 года Генри Киссинджер, занимавший тогда пост советника президента Никсона по национальной безопасности, совершил тайный визит, чтобы встретиться с Чжоу Эньлаем, первым премьером Госсовета КНР. В разгар холодной войны с Советским Союзом Никсон и Киссинджер любезничали с коммунистическим Китаем, это привело к нормализации отношений между странами в 1979 году.
Сегодня Соединенные Штаты и Китай сильно отличаются от того, какими они были в 70-ые, в прошедшие годы их дружелюбие умирало медленной смертью. В своем недавнем обращении, связанном с сокращением войск в Афганистане президент Байден заявил, что США должны «сосредоточиться на укреплении основных сильных сторон Америки, чтобы выдержать стратегическую конкуренцию с Китаем и другими странами, которая действительно определит наше будущее». Это важный сигнал, означающий, что США больше не стремятся взаимодействовать с Китаем так, как это было в прошедшие 40 лет.
Партнерство с США предоставило Китаю «спокойствие» в его мирном подъеме, позволив Китаю вырасти из сотрудничающей нации и экономического партнера в страну, ставшую национальной угрозой для безопасности США. Изменения в отношениях не были неожиданными; трещины стали заметны уже во время президентства Обамы, а конфронтационный подход бывшего президента Трампа привел к торговой войне и торговому соглашению 2020 года, которое Китай не выполнил. По информации New York Daily News, сенатор Митт Ромни (Mitt Romney; республиканец, штат Юта) недавно признал серьезность китайской угрозы, заявив, что Китай «делает много плохих вещей» и стал для Соединенных Штатов гораздо большим вызовом, чем Россия.
Антагонизм Китая в последнее время, похоже, усилился. Его влияние на такие важные международные организации как Всемирная организация здравоохранения вызывает беспокойство, особенно с учетом того, что Пекин может использовать многосторонние организации в собственных целях. Примером этому могут служить отложенная реакция ВОЗ в том, чтобы предупредить мир о первых случаях covid-19 в Ухане, и её слабая настойчивость в получении от Китая информации о происхождении вируса.
При президентстве как Трампа, так и Байдена Китай игнорировал критику в адрес нарушений прав человека, например, жестокого обращения с уйгурами, тибетцами и другими этническими меньшинствами. Ограничения демократии и инакомыслия в Гонконге и агрессия в адрес Тайваня вызывают ещё большее беспокойство. Китай отметает эти нарушения, называя их «внутренними делами», кроме того, Пекин вновь занял свое место в Совете ООН по правам человека, чтобы гарантировать отсутствие международного рассмотрения этих ситуаций. Недавно Китай высмеял Соединенные Штаты за разговоры о нарушении прав человека, заявив, что США должны заняться собственными проблемами, выявленными движением Black Lives Matter.
Китай нарастил свою военную мощь, стал основной угрозой кибербезопасности, учитывая кибератаки против США и союзников. В апреле многие правительственные учреждения США, частные компании и важные объекты инфраструктуры, использующее для удаленного подключения офисов Pulse Secure, подверглись хакерской атаке. За месяц до атаки на Pulse Secure атаке подверглась и система электронной почты Microsoft. Обе эти атаки приписывают Китаю.
Конечно, США пережили множество кибератак и случаев кибершпионажа со стороны России, а также Ирана и Северной Кореи. Хотя Россия отрицает участие в некоторых взломах, таких как недавняя атака с целью вымогательства Kaseya на цепь снабжения, Китай обходит этот вопрос, но никогда не отрицает напрямую свою виновность в приписываемых ему действиях. Это вызывает обеспокоенность, что Китай может обратиться к «предупреждающим выстрелам» с целью продемонстрировать США свой потенциал в атаке на ключевую американскую инфраструктуру.
По мере того как соперничество с Китаем растет, союзники США начинают признавать, какую угрозу он собой представляет. Важно понять, что угроза Китая в адрес США начала проникать внутрь страны, что действительно делает его величайшей мировой угрозой безопасности на настоящий момент.
Цзяньли Ян — основатель и президент Citizen Power Initiatives for China. Он был очевидцем бойни на площади Тяньаньмэнь и провел более пяти лет в китайской тюрьме. Привержен идее привести Китай к демократии. Автор книги «Для нас, живущих: путешествие для освещения истины» (For Us, the Living: A Journey to Shine the Light on Truth).