Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин объявляет войну шампанскому: подоплека франко-российского конфликта (Le Figaro, Франция)

© РИА Новости Сергей Мальгавко / Перейти в фотобанкБокалы с шампанским винодельческой агрофирмы «Золотая Балка»
Бокалы с шампанским винодельческой агрофирмы «Золотая Балка» - ИноСМИ, 1920, 13.08.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разразилась буря в бокале шампанского. Французы ошеломлены решением Москвы классифицировать продукцию Домов шампанских вин в Реймсе и Эперне как «игристое вино». Ссориться с Россией они не хотят и рассчитывают на диалог. Но читатели Le Figaro не удивлены конфликту. Демарш с игристым вином — ответная реакция России на французские игры с санкциями.

Буря в бокале шампанского или начало экономико-дипломатической битвы между Парижем и Москвой? С начала июля ни одна бутылка из погребов Реймса и Эперне не была отправлена в Россию. Бойкот, объявленный Комитетом провинции Шампань, объединяющий производителей и виноградарей, стал ответом на российский федеральный закон 345-ФЗ, обнародованный 2 июля Владимиром Путиным. Он требует модификации бутылок. На основной этикетке, где указан бренд, можно будет сохранить надпись «шампанское» на латинице (Champagne). На контрэтикетке (она поменьше, наклеивается на обратную сторону бутылок) на кириллице наименование «шампанское» предназначено для игристых вин российского производства и из винограда, собранного в России. Остальные производители должны переименовать себя в «игристое вино».

Это огромное оскорбление для жителей Шампани. Их всемирно известное вино, произведенное по методу, изобретенному монахом Пьером Периньоном в 17 веке и пользующимся обозначением происхождения AOC (высшая категория вин, контролируемая по региону) с 1936 года, больше не может называться «шампанским» в России. Хуже того, эта привилегия отдана для местного неправильного шампанского. Шампанское — наследник советского шампанского, созданного Сталиным в 1930-х годах, чтобы предложить пролетариям своей страны праздничное вино по их средствам. Это игристое вино чаще всего ферментируется в закрытых чанах, а не в бутылках.

Скандал

По нашей информации, на прошлой неделе своему коллеге в Москву направили письма не менее трех французских министров: Бруно Ле Мэр (экономика), Жюльен Денорманди (сельское хозяйство) и Франк Ристер (внешняя торговля). «Мы хотели создать эффект „ковровой бомбардировки", чтобы показать наше недовольство», — говорит источник в правительстве. Три письма, согласованные в Берси, требуют «временно приостановить, как можно скорее и по крайней мере на один год, применение закона 345-ФЗ» для того, чтобы «прояснить принятые положения, позволить экспортерам, импортерам и дистрибьюторам адаптироваться и, при необходимости, найти подходящие решения».

В этой битве Франция пользуется поддержкой Брюсселя и еврокомиссара по торговле Валдиса Домбровскиса. Если российские власти согласились с тем, что запасы шампанского, уже находящиеся в России, могут быть проданы без необходимости менять оборотную этикетку, существует срочная необходимость приостановить действие закона, по словам источника в правительстве: «Такая ситуация возникла в тот момент, когда определены и запланированные поставки в преддверии новогодних праздников».

Французов ошеломили накануне первых выходных июля, но они не спешат договариваться о том, как лучше отреагировать на решение русских… К тому же, им трудно найти нужных собеседников в Москве. «Закон 345, вступивший в силу сразу после его обнародования и без переходного периода, застал врасплох всех операторов, таможенные и контролирующие органы», — говорит один из ключевых игроков в этом вопросе.

К недоумению добавился гнев. «Лишение жителей Шампани права использовать название „шампанское" — это скандал, — сказали возмущенно Максим Тубар и Жан-Мари Барильер, сопредседатели Комитета Шампани. — Это наше общее наследие, которое мы бережем как зеницу ока». Наследие, оцененное по высокой цене: доход от продажи шампанского составляет 5 миллиардов евро в год за 300 миллионов проданных бутылок, а 33 000 гектаров виноградных лоз AOC продаются за более 1,2 миллиона евро за каждую. Такая оценка стала возможной благодаря инвестициям крупных брендов и юридической и дипломатической активности Комитета Шампани. Ему удалось запретить аромат «Champagne», выпущенный Ивом Сен-Лораном, и запретить виноградарям швейцарской деревни Шампань продавать вино под этим названием.

Контратака на ВТО?

Чтобы присоединиться к европейскому сообществу в 1986 году, Испании пришлось переименовать местное игристое вино «шампанское» в «каву». В 2013 году Китай присоединился к 120 странам, признающим шампанское AOC. Некоторые страны упорствуют и продолжают использовать название «шампанское» для местных вин: США, Бразилия, Аргентина и некоторые страны бывшего Советского Союза. Но до России никто не осмеливался запретить жителям Шампани называть шампанское «Champagne».

«Это стремление к протекционизму скрывает определенные экономические интересы, близкие к власти и Владимиру Путину», — заверяет один французский дипломатический источник. — Этот закон соответствует несоблюдению знаков качества европейских вин. Русским на это наплевать». Если это происходит в напряженном контексте отношений между Россией и Европой, этот новый закон, похоже, не направлен против Франции и Шампани. Его главной задачей является стремление помочь российскому сельскому хозяйству, запретив производство шампанского из импортного винограда или вина. Этот феномен впервые появился после распада Советского Союза и решения Михаила Горбачева уничтожить виноградники в рамках борьбы с алкоголизмом. Закон также имеет символическое геополитическое измерение: часть винограда, используемого для шампанского, поступает из Крыма, полуострова, присоединенного к Украине, до того, как Путин аннексировал его в 2014 году…

Наконец, некоторые уверяют, что новый закон оставляет за винами, изготовленными традиционным методом брожения в бутылках, название шампанское. Поскольку это 10% игристых вин, производимых в России, закон будет более благоприятным, чем предыдущий, для защиты шампанского AOC. Во французском правительстве не разделяют это очень сложное толкование закона. Министр иностранных дел настроен решительно: «Мы собираемся действовать вместе с российскими властями для защиты интересов наших производителей и наших географических указаний, — сказал Жан-Ив Ле Дриан 6 июля в Национальном собрании. — Если случайно будут доказаны нарушения правил Всемирной торговой организации, мы намерены продолжать предпринимать шаги, как мы и планировали ранее, в отношении России».

Дипломатические каналы

Три дня спустя два других министра отправились в Эперне к производителю «Pol Roger», любимого шампанского Уинстона Черчилля. «Шампанское является французским брендом, и его район происхождения — Шампань», — сказал Жюльен Денорманди, настаивая на том, что защита наименования места происхождения товара означает защиту самобытности Франции и ее международного престижа.

После этих громких заявлений французская сторона опомнилась. Следует попытаться урегулировать спор более спокойно, и только по дипломатическим каналам. 19 июля Бруно Ле Мэр встретился с министром экономического развития России Максимом Решетниковым в Брюсселе в рамках Франко-российского экономического, финансового, промышленного и коммерческого совета (Cefic). «Российский министр показал, что открыт для диалога, — сказали в министерстве экономики Франции. — Именно он попросил обратиться к нему с письмом».

Никто на французской стороне не хочет ссориться с Москвой. «Это твердая рука, но протянутая рука», — объясняет Франк Ристер. «Мы не хотим говорить с российскими властями с воинственным настроем, — уверяет источник в правительстве. — Мы не говорим, что собираемся сию минуту обратиться в ВТО, чтобы создать проблемы. В конечном итоге это привело бы к закрытию российского рынка. Мы предпочитаем начать обсуждения в поисках решения».

Одновременно с только что начатым диалогом, французы мобилизуют приближенных к власти российских импортеров и дистрибьюторов шампанского. Закон наказывает и их. Это сражение не только вопрос принципа. По общему признанию, Россия является только 15-м экспортным рынком шампанского: годовой объем продаж составляет 35 миллионов или 1,8 миллиона бутылок. Кроме того, большинство известных домов шампанского больше полагаются на силу своего бренда, чем на наименование. Все знают, что российский покупатель знает в чем разница: настоящая бутылка шампанского продается за 15 000 рублей, что в десять раз дороже российского шампанского.

Коньяк под угрозой

«Сегодняшние российские потребители разбираются в винах, но, если закон запретит нам говорить о французском шампанском, это может отразится на следующих поколениях», — считает один экспортер. Российские источники сообщили, что Москва может согласиться с надписью на контрэтикетке «игристое вино, произведенное в регионе Шампань, Франция». Для французской стороны этого недостаточно. Экспортеры шампанского опасаются, что закон может вызвать цепную реакцию: сначала их заставят пройти долгий и дорогостоящий процесс повторной сертификации своих бутылок с новыми этикетками. Прежде всего, это может вызвать хаос на полках супермаркетов и винных магазинов, а также в меню ресторанов и ночных клубов: Moët & Chandon, Dom Pérignon и Perrier Jouët также будут отнесены в категорию игристых вин.

Наконец, в правительстве опасаются, что закон приведет к аналогичному обращению с коньяком и арманьяком в ближайшие семь лет. Эти спиртные напитки рискуют быть пониженными в категории бренди, и только те, которые производятся в России, смогут претендовать на наименование «каньак» на русском языке…

LVMH, которой принадлежит здесь более половины рынка шампанского, стремится поддерживать хорошие отношения с Россией. Мировой лидер в сфере роскоши, также присутствующий на российском рынке моды, парфюмерии, часов и дистрибьюции, на протяжении многих лет поддерживает прочные связи с Москвой, в том числе в области культуры. В 2016 году благодаря этим связям Фонд Louis Vuitton представил в Париже коллекцию Щукина, впервые покинувшую территорию России. Владимира Путина ждали на открытии, но он не смог приехать из-за холодных отношений между Европой и Россией после аннексии Крыма и войны в Сирии. Это не помешало ему открыть вместе с Бернаром Арно, генеральным директором LVMH, московскую версию выставки в июне 2019 года.

Бернар Арно идет в бой

У российского президента появится возможность наконец приехать и ознакомиться с фондом Louis Vuitton. С 22 сентября фонд представит коллекцию Морозова, одну из самых больших коллекций произведений импрессионистов и современного искусства в мире. Впервые с момента своего создания в начале ХХ века коллекция вывозится за пределы России. Может быть это шанс для подписания соглашения по шампанскому? Благодаря своим хорошим отношениям с Дональдом Трампом и строительству ателье Louis Vuitton в Техасе, Бернар Арно осенью 2019 года добился того, чтобы шампанское и коньяк избежали пошлин, установленных президентом США на французские вина. Сможет ли он добиться таких же успехов с Владимиром Путиным?

Комментарии читателей

Kardabalet

С 2014 года французское правительство играет с санкциями против России несмотря на то, что они наносят ущерб не только России, но и французским производителям. Бумеранг возвращается, вот и все!

TIESSE DI HOYE

Боссам частного сектора удается создать рынок в России и других крупных странах для традиционных французских товаров и предметов роскоши. Хвастовство некоторых министерств усложняет их задачу. Действительно ли мы хотим способствовать распространению французских брендов или все это просто агитация электората? До вступления в ВТО Франции было бы сложно запретить использование термина «шампанское», которое не совсем то же самое, что и «Champagne», тем более что на русском напитке написано «советское шампанское». Французские виноделы заинтересованы в том, чтобы потребители в России или других странах не путали «Champagne» с аналогичными напитками, произведенными в других странах.

Mak3n

В отсутствие соглашения с остальным миром Европа не может гарантировать, что ее защищенные обозначения происхождения не будут плагиатом за границей. Русское шампанское, калифорнийское шампанское, американская моцарелла, американское вино шабли, калифорнийские грецкие орехи… У этой статьи только одна цель: сказать, что русские — плохие.

aristide43

У нас работает эффект сноба. Русские прекрасно знают, что «Champagne» — это французский бренд. А если мы сделаем то же самое с водкой, ничего страшного?

ecclesia

Не думаю, что это мешает российской номенклатуре покупать французское шампанское, а не российское игристое вино.

rtyfguhnjkl

А что, товарный знак не зарегистрирован на международном уровне?

Le canard looké

Путин всему научился у Макрона, который сказал, что не существует французской культуры и христианских корней!

Vatnajokull

Ладно, ничего страшного, наше шампанское очень дорогое и в конечном итоге не очень хорошего качества. Его пьют в основном те, кто считает себя снобом.

un expat

Почему бы не изменить на европейском уровне название «Водка», произведенная в России, на «Зерновой дистиллят» (самогон, прим.ред.) и сохранить название «Vodka» для европейских производителей?