После того как министр обороны США Ллойд Остин (Lloyd Austin) провел телефонный разговор с российским министром обороны Сергеем Шойгу в преддверии визита последнего в Китай, эксперты отметили, что Соединенные Штаты пытаются стабилизировать отношения с Россией, чтобы сместить фокус на Азиатско-Тихоокеанский регион, в первую очередь на Китай, однако им будет трудно реализовать этот план.
Телефонный разговор министров обороны состоялся в среду, 11 августа, и его цель заключалась в поддержке усилий по обеспечению транспарентности и снижению рисков после возобновления 28 июля диалога по стратегической стабильности между Соединенными Штатами и Россией в Женеве, о чем говорится в заявлении на официальном сайте Министерства обороны США.
Во время пресс-конференции в Пентагоне пресс-секретаря Джона Кирби (John Kirby) попросили прокомментировать этот телефонный разговор, однако он отказался сообщить больше деталей.
Как передает агентство Рейтер, Министерство обороны России сообщило, что стороны провели двусторонние консультации по стратегической стабильности, а также обсудили вопросы глобальной и региональной безопасности.
Ни одна из сторон не сказала, что она ответила на звонок «после приглашения». Ма Юнбао (Ma Yongbao), эксперт по России и старший научный сотрудник аналитического центра «Институт глобального управления» (Global Governance Institution), считает, что этот телефонный разговор — один из серии шагов, предпринимаемых после личной встречи президентов Путина и Байдена в Женеве 16 июля. 28 июля Соединенные Штаты и Россия провели совещание на уровне заместителей министров иностранных дел.
Ли Хайдун (Li Haidong), профессор Института международных отношений при Китайском университете иностранных дел, сказал в интервью Global Times в четверг, 12 августа, что короткие заявления Соединенных Штатов и России являются отражениями их разного понимания этого телефонного разговора. Соединенные Штаты делают акцент на важности транспарентности и уменьшения рисков, а Россия сосредоточена на стратегической стабильности — в этом и состоит очевидное расхождение.
«Соединенные Штаты надеются достичь некой стратегической стабильности в отношениях с Россией на основании своих собственных преимуществ посредством транспарентности и сокращения рисков. При этом Россия стремится достичь стратегической стабильности на основании равенства. Поэтому им очень трудно наладить настоящее стратегическое доверие», — объяснил Ли.
На пресс-конференции в среду, 11 августа, Кирби спросили, собирается ли Остин в ближайшее время общаться со своим китайским коллегой. Кирби ответил, что вопрос о взаимодействии Остина с его китайским коллегой не поднимался и что пока ничего подобного не ожидается.
По мнению некоторых экспертов, диалог между министрами обороны Соединенных Штатов и России неизбежно будет включать в себя Китай, если речь идет о стратегическом уровне.
По словам Ма, Соединенные Штаты и Россия хотят наладить связи посредством диалога по вопросам стратегической стабильности, и это естественным образом скажется на глобальной стратегической стабильности, к чему Россия как раз стремится. Однако дистанция между Китаем, Россией и Соединенными Штатами не будет равной, и Вашингтон добивается именно этого.
По словам Ли, в целом Соединенные Штаты хотят стабилизировать связи с Россией, чтобы сместить фокус на Азиатско-Тихоокеанский регион, в первую очередь на Китай. Однако это противоречит их шагам в Европе, где они пытаются изолировать Россию. Другими словами, Соединенным Штатам будет трудно реализовать свое желание стабилизировать отношения с Россией.
Шойгу посетит Китай и встретится с членом Государственного Совета КНР и министром обороны Вэй Фэнхэ (Wei Fenghe), а также посетит церемонию закрытия военных учений «Запад/Взаимодействие — 2021», которая состоится в пятницу, 13 августа. Это уже вторая встреча министров обороны этих двух стран за 20 дней.
Эти военные учения, которые проводятся на полигоне Цинтунся в Нинся-Хуэйском автономном районе, демонстрируют новый высокий уровень всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху отношений между Китаем и Россией.
В ходе этих учений российские военные впервые в истории использовали основные системы вооружения Китая, и впервые была отработана единая управляющая информационная система, что представляет собой второй наивысший стандарт военного сотрудничества между странами после военного альянса.
По словам китайских экспертов, в программе этих учений также была учтена меняющаяся ситуация в Афганистане. Эксперты отметили, что безответственное решение Соединенных Штатов о выводе войск из Афганистана ляжет тяжелым бременем на соседние страны. Будучи крупными державами, Соединенные Штаты и Россия должны сыграть определенную роль, совместными усилиями обеспечить региональные мир и стабильность и предотвратить подъем террористических сил в этом регионе.
По словам Ли Хайдуна (Li Haidong), этими совместными военными учениями Китай и Россия демонстрируют высокий уровень взаимного стратегического доверия. Он добавил, что уровень стратегического доверия между Китаем и Россией намного выше, нежели уровень доверия между Соединенными Штатами и Россией.
Соединенные Штаты хотят достичь стратегической стабильности в отношениях с Россией, но в реальности продолжают попытки изолировать Россию и Китай, чтобы гарантировать себе преимущества. По словам Ли, это открывает перед Китаем и Россией широкие возможности для сотрудничества.
Китайские обозреватели выдвигают предположения о том, будет ли Шойгу критиковать Соединенные Штаты в ходе своего визита в Китай.
На 9-м Сяньшаньском форуме по безопасности (Xiangshan Forum), который состоялся в октябре 2019 года, Шойгу раскритиковал Соединенные Штаты за выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, отметив, что единственная причина, по которой Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из договора, — чтобы ограничить влияние Китая и России.
28 июля Шойгу сказал на встрече министров обороны в рамках Шанхайской организации сотрудничества, которая проводилась в Душанбе (Таджикистан), что Соединенные Штаты вынуждают некоторые страны Южной Азии создавать организации, идентичные НАТО, создавая таким образом очаги напряженности внутри зоны ответственности ШОС.