Боевики движения «Талибан» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) смогли взять под контроль большую часть страны всего за несколько дней. Теперь они вошли в столицу Афганистана Кабул, тем самым установив полный контроль над страной, как в период с 1996 по 2001 годы. Ниже мы расскажем о лидерах движения «Талибан».
Мулла Хайбатулла Ахундзада — действующий верховный лидер движения «Талибан»
Мулла Хайбатулла Ахундзада возглавил движение «Талибан» в мае 2016 года после убийства своего предшественника Ахтара Мухаммада Мансура в результате атаки американского беспилотника по территории Пакистана.
До того, как Ахундзада возглавил талибов, о нем мало, что было известно, кроме того, что он больше интересовался судебными и религиозными вопросами, чем военным искусством.
Он имеет большое влияние в «Талибане», а также является главным судьей в шариатских судах. Тем не менее аналитики полагают, что его роль как главы движения будет скорее символической, чем реальной.
Хайбатулла Ахундзада, чей отец был имамом в местной мечети, родился на юге афганской провинции Кандагар, где проживают пуштунские племена, и которая считается родиной движения «Талибан».
Перед Ахундзаде стояли две непростые задачи. Он должен был объединить талибов после смерти муллы Ахтара Мухаммада Мансура и раскрыть правду об основателе движения «Талибан» мулле Мухаммаде Омаре, чья смерть скрывалась на протяжении нескольких лет. Ахундзаде — непубличный лидер, который довольствуется лишь редкими выступлениями по случаю мусульманских праздников.
Мулла Абдул Гани Барадар — один из основателей движения «Талибан»
Абдул Гани Барадар родился в провинции Урузган (юг Афганистана), но вырос в Кандагаре. Он является одним из основателей афганского движения «Талибан» вместе с муллой Омаром, который умер в 2013 году, но о его смерти стало известно только два года спустя.
В 2001 году, после вторжения США и падения режима талибов, Барадар, как утверждается, был частью небольшой группы повстанцев, которые были готовы признать новое правительство в Кабуле. Но эта инициатива провалилась.
Мулла Барадар являлся главой военного крыла «Талибана». В 2010 году он был арестован в пакистанском городе Карачи, но в 2018 году его освободили по требованию Вашингтона.
Поскольку Барадар пользовался уважением среди различных фракций талибов, его назначили главой политического офиса «Талибана» в Дохе. Оттуда он вел переговоры с американцами, которые привели к выводу иностранных войск из Афганистана, а затем и мирные переговоры с афганским правительством, не увенчавшиеся успехом.
Сираджуддин Хаккани — глава «Сети Хаккани»
Сираджуддин Хаккани — сын известного лидера антисоветского джихада Джалалуддина Хаккани, заместитель главы «Талибана» и лидер группировки «Сеть Хаккани» (наиболее радикальное крыло движения «Талибан» — террористической организации, запрещенной в РФ — прим. ред.).
Вашингтон считает «Сеть Хаккани», основанную его отцом, террористической организацией и одной из самых опасных группировок, сражавшихся с силами США и НАТО в последние два десятилетия в Афганистане.
«Сеть Хаккани» известна тем, что использует террористов-смертников, и ей приписывают самые жестокие атаки, совершенные в Афганистане за последние годы.
Ее также обвиняли в убийстве некоторых высокопоставленных афганских чиновников и в том, что она держала в заложниках граждан ряда западных стран, прежде чем освободить их после получения выкупа или обмена на захваченных террористов. Например, американский солдат Боу Бергдал был освобожден в 2014 году в обмен на пятерых афганских заключенных, отбывавших срок в Гуантанамо.
Известные своей непокорностью, боевыми навыками и заключением выгодных сделок, боевики «Сети Хаккани», по всей видимости, проводят операции в горных районах восточного Афганистана и имеют сильное влияние на принимаемые талибами решения.
Мулла Якуб Мухаммад Омар
Мулла Якуб — сын муллы Мухаммада Омара. Он является главой военной комиссии «Талибана», которая определяет стратегические направления войны против афганского правительства.
Его связь с отцом, который был лидером «Талибана», делают его объединяющей фигурой в мощном и разношерстном движении. Однако его точная роль в движении остается предметом дискуссий. Некоторые аналитики считают, что его назначение главой военной комиссии «Талибана» в 2020 году было чисто символическим.
*«Талибан» — террористическая организация, запрещена в РФ.