Авторитетный немецкий журналист Тео Зоммер (главный редактор журнала Die Zeit в 1973-1992 годах) убежден, что отказ Германии от атомной энергетики был роковой ошибкой. Ввиду растущего дефицита электроэнергии немцам скоро придется «тушить свет». По мнению Зоммера, во избежание энергетической катастрофы необходимо оставить в строю хотя бы шесть атомных реакторов.
В преддверии сентябрьских выборов в Бундестаг в Германии обострилась дискуссия о будущем энергетики. Все партии считают этот вопрос центральным, однако предлагают разные, в основном нереалистичные решения. По данным министра экономики ФРГ Петера Альтмайера, к 2030 году потребности в электричестве вырастут на 15%, однако генерирующих мощностей будет катастрофически не хватать. Это связано в первую очередь с провозглашенным «энергетическим разворотом» (Energiewende), предполагающим переход на альтернативные виды энергии. Заявленная цель весьма утопична — обеспечить 65% энергетического баланса за счет энергии солнца, ветра, воды и биотоплива. При этом сценарии, предупреждает Федеральная счетная палата, Германии грозит полный «блэкаут» — отключение электричества.
Этому способствуют две причины. Во-первых, ввиду отказа от мирного атома и угля в Германии резко снизятся генерирующие мощности. С другой стороны, многократно вырастут потребности в электричестве — ввиду перехода на электромобили, дальнейшей цифровизации и создания «водородной экономики». Особенно негативно скажется закрытие атомных электростанций. В начале 2011 года канцлер Ангела Меркель под впечатлением катастрофы на АЭС в японской Фукусиме приняла решение немедленно закрыть семь самых старых реакторов и полностью отказаться от мирного атома к 2023 году. Решение, по мнению Тео Зоммера, чисто популистское, недостойное физика по образованию. Когда к концу следующего года будут закрыты шесть все еще действующих АЭС, электрогенерация в Германии сократится на 12%.
Выход Германии из атомной энергетики, считает Зоммер, абсолютно противоречит мировой тенденции. Лишь небольшое число стран (среди них Италия, Швейцария, Литва и Казахстан) по разным причинам отказались от мирного атома. В то же самое время, по данным МАГАТЭ, 28 стран намерены создать у себя атомную промышленность, в их числе Бангладеш, Нигерия и Саудовская Аравия. Всего в 33 странах мира работает около 400 АЭС. Новые атомные реакторы уже строятся в 13 государствах, в том числе Великобритании, Финляндии и Словакии. Англичане считают атомную энергетику абсолютно необходимой для смягчения экологического кризиса и строят новый реактор на АЭС Хинкли-Пойнт, который обеспечит семь процентов национальных потребностей в электроэнергии.
В то же время в мире разрабатываются атомные мини-реакторы, первые из которых скоро вступят в строй. Среди лидеров этой технологии — Россия, Китай, Великобритания, а также Аргентина. О планах создания мини-реакторов объявил и президент США Джозеф Байден. Франция все еще получает 70% электричества благодаря атомной энергетике, что обеспечивает ей самый низкий уровень выбросов СО2 в Европе. При этом Германия являет собой пример ошибочной стратегии: некогда ведущая в Западной Европе немецкая атомная отрасль практически перестала существовать.
Наступление на углеводороды продолжается и в бытовой сфере: с 2030 года будет запрещено топить частные дома газом и мазутом, планируется установка 6 миллионов тепловых насосов. Громадных затрат электроэнергии потребует производство электромобилей, ведь к 2030 году должен прекратиться выпуск бензиновых и дизельных авто. Значительные объемы электроэнергии понадобятся также в связи с «цифровой революцией» и переходом к «водородной экономике».
Аналитики уверены, что альтернативные виды энергии не смогут заменить уголь. Кандидат в канцлеры ФРГ от партии «зеленых» Анналена Бербок демагогически заявила: «Мы в состоянии обеспечить 100% энергетических потребностей за счет солнечных панелей и ветряков». Однако для этого понадобится дополнительно установить 10 тысяч ветряков, которые займут гигантские площади и будут простаивать в периоды безветрия. А для солнечных батарей в северных широтах будет не хватать солнца. «Зеленые» попросту лгут немцам, когда утверждают, что к концу «атомной эры» проложат электротрассы и сети с севера на юг Германии. Уже сейчас граждане протестуют против засилья ветряков и разрушающих среду обитания электролиний.
По оценке главы компании «Сименс энерджи» Кристиана Бруха, без атомной и угольной энергетики дефицит генерирующих мощностей в Германии составит 40%. Этот значит, что стране срочно понадобятся переходные технологии, в противном случае экономике грозит коллапс. Основой переходных технологий должен стать природный газ, он будет поступать по газопроводу (имеется в виду «Северный поток — 2»), который позднее может служить для транспортировки водородного топлива.
Необходимо также сохранить атомную энергетику, ведь в ближайшие десятилетия столь важная для немцев проблема ядерных отходов наверняка будет разрешена. Надо оставить в строю действующие шесть АЭС, что позволит ежегодно снижать выбросы на 90 миллионов тонн СО2. Именно это явится конкретным вкладом в защиту окружающей среды. Немецкие политики в ходе нынешней предвыборной кампании должны серьезно задуматься над критической ситуацией в области энергетики и больше доверять специалистам, а не политикам-демагогам.