На первой пресс-конференции после взятия Кабула талибы объявили, что хотят жить в мире с другими государствами. Однако почти все страны отозвали сотрудников своих посольств. Лишь некоторые не стали захлопывать дверь: Россия, Китай, Иран, Пакистан.
У каждой из этих стран есть серьезные интересы в регионе, а методы талибов не вызывают у них особого беспокойства. Но теперь и министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб (Dominic Raab) призвал к «прагматизму».
«Сейчас власть в руках талибов, и нам придется иметь дело с этой реальностью», — сказал он.
Для Великобритании важнее всего сдержать терроризм, направленный против западных стран, подчеркнул Рааб и пообещал сделать для этого все возможное за столом переговоров.
Устали от охоты на чудовищ
То, что Раабу пришлось занять такую позицию, — следствие отношения Соединенных Штатов к собственным национальным интересам, исходя из чего они и приняли решение уйти из Афганистана. Белый дом больше не хочет спускать деньги на, судя по всему, бесконечный конфликт. Этого не хочет Джо Байден, как не хотел этого и Дональд Трамп, заключивший с «Талибаном» соглашение. По этой теме они разделяют позицию «Америка прежде всего», имеющую в США столь давнюю историю.
Речь идет о вопросах внутренней политики, пандемии коронавируса, об Азии и особенно о растущем могуществе Китая. Все это явно перевешивает судьбу Афганистана и радикальный исламизм талибов. США понимали, что афганское правительство не способно сдержать «Талибан», пусть и не думали, что Кабул будет взят настолько быстро.
Укоренившееся клише
Лица, принимающие решения на высшем уровне, неохотно предают огласке ту часть внешней политики, которая, как они опасаются, может быть воспринята как цинизм и тем более бессердечие. Они просто-напросто понимают, что то, что Рааб назвал «прагматизмом», не всегда находит поддержку у общественности.
Вероятно, германский рейхсканцлер Отто фон Бисмарк не говорил крылатых слов: «Тем, кто любит сосиски и уважает закон, лучше не видеть, как делается и то и другое»«. Но они не зря превратились в клише, в особенности среди знатоков политики.
Жестокая правда в том, что большинство стран действуют в соответствии со своими собственными интересами. Разумеется, в круг их интересов может входить и отстаивание тех или иных ценностей, и работа во имя создания лучшего мира. Но также в игру замешаны деньги, безопасность и престиж.
Вот почему не только Россия и Китай задумались, как им действовать в новой реальности Афганистана под властью талибов. Это кажется неизбежным. Странам Запада тоже придется зажать нос и начать переговоры с «Талибаном», как бы им ни хотелось этого избежать. И не потому, что они так рады происходящему, а потому, что у них есть интересы, которые надо отстаивать.
Мы уже наблюдаем это на примере Великобритании. Судя по всему, скоро Рааба поддержат и другие прагматики.
* Талибан — террористическая организация, запрещена в РФ