Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Advance (Хорватия): Россия и Афганистан после вывода американских войск

© РИА Новости Саналлах Саям / Перейти в фотобанкВоенная операция в Кандагаре
Военная операция в Кандагаре - ИноСМИ, 1920, 18.08.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия не ожидала, что вывод американских войск из Афганистана так быстро поставит под угрозу стабильность других среднеазиатских стран, однако эвакуация американцев — стратегический успех Москвы, считает автор. В Афганистане Россия действует осторожно, но есть вероятность того, что Кремль воспользуется ухудшением ситуации в регионе.

С восьмого по девятое июля делегация из трех представителей «Талибана»* (они считают себя руководством так называемого Исламского Эмирата Афганистана) посетили Москву, где провели консультации со спецпредставителем российского президента по Афганистану Замиром Кабуловым. Российская сторона призвала талибов воздержаться от дестабилизации постсоветских государств в Средней Азии и провести переговоры с правительством в Кабуле, а также представителями этнических меньшинств (таджиками, узбеками и хазарейцами) для формирования временного коалиционного правительства. Россия пообещала, что после начала этих переговоров предпримет шаги для исключения «Талибана» из списка террористических организаций Совета безопасности ООН (его внесли туда в 2001 году). На своей первой пресс-конференции в Москве талибская делегация дала гарантии того, что их вооруженные формирования не пересекут границу Афганистана. Кроме того, делегаты заявили о готовности обеспечить безопасность иностранных дипломатов и персонала посольств. Также они пообещали бороться с «Исламским государством» (террористическая организация, запрещена в РФ, прим. ред.) и производством и торговлей наркотиками. Талибы выразили готовность вступить в мирные переговоры с правительством и убедительно пообещали соблюдать права человека «в рамках исламских норм и афганских традиций». Все эти обещания были встречены народом «на ура».

Приезд талибской делегации совпал с ростом озабоченности Москвы в связи с поразительными успехами, которых удалось достигнуть талибам в боях с правительственными войсками после вывода большей части американского военного контингента (приблизительно две с половиной тысячи солдат) в мае и июне 2021 года. Вывод завершится к концу августа 2021 года. Москву особо обеспокоило то, что талибы захватили северные районы Афганистана и все его границы (за исключением двух пограничных переходов), и также ее взволновали признаки усиливающейся деморализации в рядах правительственных сил. Целые гарнизоны сдаются без боя и бегут в Таджикистан и Узбекистан. В перспективе — относительно скорая победа талибов в потенциальной гражданской войне и коллапс государственных структур в Афганистане. Все это крайне беспокоит Россию из-за возможной дестабилизации государств Средней Азии. Впоследствии это может привести к огромному потоку беженцев, пересечению границ талибами, а также активизации других исламистских группировок в регионе, включая связанные с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ, прим. ред.).

Россия наладила контакты с талибами еще в 2014 году на фоне кризиса в отношениях с Соединенными Штатами и прихода к власти в Кабуле президента Ашрафа Гани. Он, в отличие от своего предшественника Хамида Карзай, не шел на сближение с Москвой, и поэтому считалось, что Гани, прежде всего, — сторонник тесных связей с Соединенными Штатами. В ноябре 2018 года талибская делегация впервые была приглашена в столицу России, чтобы присутствовать на встрече в так называемом московском формате. Кремль намеревался создать международную платформу для диалога внутри Афганистана, который способствовал бы политическому решению конфликта. С тех пор талибские делегации несколько раз бывали в Москве. Последний подобный визит в рамках двусторонних консультаций состоялся в январе 2021 года. С 2016 года американские военные и афганские политики критикуют Россию за контакты с талибами, обвиняя ее в том, что она снабжает их оружием. Российская дипломатия всегда решительно опровергала подобные лицемерные обвинения, поскольку, как известно, американцы и афганцы тоже годами ведут переговоры с талибами в разных форматах и с разным исходом.

Москва на протяжении многих лет заявляла, что единственный способ закончить афганский конфликт — достижение политического компромисса межу афганцами на фоне вывода иностранных военных контингентов из страны. Российская власть убеждена, что для подобного соглашения необходимы международные предпосылки, а точнее сотрудничество между региональными игроками и Соединенными Штатами. После 2018 года Россия предложила несколько дипломатических инициатив для создания подобных предпосылок. Наиболее важный шаг — создание так называемой «Тройки плюс 2019», в которую, помимо России, входят Соединенные Штаты, Китай и Пакистан. Состоялось несколько заседаний этой группы, на которых были приняты документы, содержащие общие принципы для решения афганского конфликта.

Похоже, Россия не ожидала, что вывод американских сил из Афганистана так быстро поставит под угрозу стабильность среднеазиатских государств. Тем не менее Москва по-прежнему считает эвакуацию американских войск, к которой она открыто призывала несколько лет, своим стратегическим успехом. В своей стратегии Россия сосредоточилась на продолжительной борьбе между талибами и их противниками и реальном разделении страны между ними. Это позволило бы снизить напряженность между разными политическими силами и этническими группами внутри Афганистана, а также использовать хорошие отношения России со всеми противоборствующими сторонами (за исключением исламских экстремистов вроде ИГИЛ).

Таким образом, ситуация в Афганистане стала вызовом для российской политики в регионе. Россия предприняла решительные шаги для координирования военных мероприятий с Таджикистаном. 17 января президент Владимир Путин одобрил проект соглашения о создании единой системы ПВО с Душанбе. Подписание договора станет первым шагом к реализации концепции интеграции таджикских и российских вооруженных сил (по российско-белорусской модели). Когда Россия возьмет под контроль противовоздушную оборону Таджикистана, она также сможет распространить свой контроль и на воздушное пространство Афганистана. Желая ускорить усовершенствование таджикских вооруженных сил, Министерство обороны РФ инициировало обширное обучение личного состава. Таджикская армия, насчитывающая 8800 человек, плохо финансируется (оборонный бюджет составляет 174 миллиона долларов), а ее бронетанковые подразделения (37 танков T-72 и T-62) устарели. Кроме того, у Таджикистана нет реальных военно-воздушных сил (кроме десятка ударных вертолетов Ми-24). Слабость вооруженных сил Таджикистана отчасти компенсирует 201-я база российских вооруженных сил, которая находится в Душанбе и Бахтаре. Несмотря на название, речь идет о боевом соединении, насчитывающем около семи тысяч человек, обеспеченных бронетехникой, вооруженных реактивной артиллерией и средствами воздушной поддержки (ударные вертолеты и беспилотники). Ухудшение ситуации в Афганистане ускорит обновление вооружений и поступление подкрепления в виде танкового подразделения. После реализации этих планов российские силы по своим размерам будут соответствовать дивизии.

Главным для России будет разумно обеспечить эффективный контроль над таджикско-афганской границей. Боясь прилива мигрантов, а также радикального исламского ополчения, Россия может отправить контингент пограничников ФСБ на границу. Еще одна трудная задача для российских спецслужб — пресечь или взять под контроль контрабанду наркотиков. Также нельзя исключить, что афганским мигрантам, застрявшим в Таджикистане, будет разрешен переход через российские границы с европейскими странами.

Похоже, цели российской политики в Афганистане заключаются, прежде всего, в доведении американского ухода из региона до его ожидаемого конца. В связи с этим Москва высказалась откровенно против переброски американских войск из Афганистана в среднеазиатские государства. При этом Россия хотела, чтобы вывод проходил в штатном режиме и в соответствии с политическим процессом внутри Афганистана. Москва также заинтересована в политических (реальных, а не притворных) переговорах между противоборствующими афганскими силами и хочет выступать в качестве посредника в них, а также создать региональный механизм для «наблюдения» за политическим процессом в Афганистане, в котором Россия могла бы играть ключевую роль и который представлял бы собой своеобразный региональный «концерт держав», координирующий ее политику в отношении Афганистана. 

Пока ничто не говорит о том, что Россия стремится к созданию особого положения для себя в Афганистане, например, благодаря созданию некоего «пророссийского» политического лагеря. Кремль объявил, что исключает всякое вооруженное вмешательство на афганской территории. Также Москва очень осторожна, когда речь идет об оказании военной помощи нынешнему афганскому правительству (единственная форма поддержки, которая сейчас существует, — обучение кадров Министерства внутренних дел). Но можно ожидать, что Москва воспользуется ухудшением ситуации в Афганистане, чтобы оказать политическое давление на среднеазиатские государства и дополнительно расширить свое военное присутствие в регионе.

__________

* — террористическая организация, запрещена в РФ, прим. ред.