Складывается впечатление, что Россия уже прошла пик третьей волны нового коронавируса. В таких условиях бизнес процветает. В целом российская экономика успешно преодолевает коронавирусный хаос. В первом квартале этого года рост ВВП составил минус 0,7%, что означает ее восстановление практически до прошлогоднего уровня.
Между тем некоторые начали беспокоиться о замедлении экономических темпов. В этой статье я напомню о колебаниях в российской экономике в период пандемии и попытают предугадать ее перспективы.
Экономика восстанавливается уверенными темпами
Очевидно, что экономика России восстанавливается. Во втором квартале 2020 года экономика оказалась в серьезном кризисе из-за режима самоизоляции (с конца марта по начало мая в крупных городах было запрещено выходить на улицу), однако затем отрицательный показатель начал постепенно уменьшаться.
Экономика стала двигаться вверх. В 2020 году российский ВВП сократился на 3%, и, как я уже отмечал в прошлой статье, в сравнении с другими развитыми и быстроразвивающимися странами раны были не столь глубокими (прим. 1).
В первом квартале 2021 года показатели улучшились: падение составило только 0,7%. В июле этого года Центральный банк России отметил, что российская экономика вышла на допандемийный уровень.
Правительство России, Центробанк, а также Международный валютный фонд (МВФ) и другие международные финансовые организации предполагают, что в этом и будущем году рост российской экономики составит от двух до трех процентов. Это не очень впечатляющие данные, однако можно с уверенностью сказать, что восстановление проходит весьма уверенно.
Спад промышленности был сравнительно легким
Если рассмотреть промышленность по отраслям, то в апреле 2020 года производство и розничная торговля достигли наихудшей отметки, после чего начали восстанавливаться.
Что касается промышленности, то даже в апреле 2020 года, в самый тяжелый период, падение составило 7,7%, и это — потери, которые можно пережить.
Причины заключаются в продолжении производства продуктов, медикаментов и других товаров повседневного спроса даже во время самоизоляции, а также в том, что в регионах, где промышленность играет важную экономическую роль, местные власти разрешили работать некоторым предприятиям.
Так происходил процесс восстановления, и в ноябре 2020 года рост стал положительным в сравнении с тем же периодом предыдущего года. Вместе с тем добывающая промышленность пострадала из-за нового коронавируса намного сильнее. Из-за резкого сокращения спроса на авиационное и другие виды топлива отрасль находилась в минусе постоянно, а положительный рост начался только в мае этого года.
Между тем, поскольку цены на нефть начали подниматься во втором квартале 2020 года, восстановление добывающей промышленности стало проявляться все более отчетливо, и это позитивно сказывается на российской экономике.
Пандемия нанесла удар по розничной торговле, а также сферам общественного питания и услуг
В сравнении с производством розничная торговля, сфера услуг и ресторанный бизнес подверглись сильному влиянию со стороны нового коронавиурса.
Что касается розничной торговли, то магазины, торгующие продуктами, медикаментами и другими товарами повседневного спроса продолжили работать и во время самоизоляции, однако в сравнении с промышленностью они пострадали намного сильнее — падение составило 20% от прошлогоднего уровня.
Еще больший урон был нанесен сферам обслуживания и общественного питания. Во время самоизоляции люди не ходили в рестораны, поэтому с апреля по июнь 2020 года доходы заведений сократились примерно вдвое.
Даже после отмены режима самоизоляции ресторанному бизнесу было непросто прийти в себя из-за различных ограничений, например, уменьшения количества посадочных мест, но в этом году сфера начала оживать.
«Увеличение числа клиентов мы начали ощущать примерно в феврале этого года, а в апреле доходы стали даже больше, чем до пандемии», — отмечает владелец одного из японских ресторанов в Москве.
Сфера обслуживания также понесла значительные убытки.
Спортивные залы, салоны красоты, кинотеатры и театры — места скопления людей, из-за чего риск заражения намного выше, поэтому во время самоизоляции они не работали.
Удаленная работа породила новый бизнес
Одно из главных изменений, произошедших в результате распространения нового коронавируса, — изменение формы труда. Появились и новые возможности для бизнеса. Во время пандемии многие компании перешли на удаленный вид работы (например, на дому). И Россия — не исключение.
Есть отличия в зависимости от отрасли, но все больше информационных и IT-компаний переходят на удаленку.
Что касается тяжелой промышленности, в которой много государственных и ресурсных предприятий, то они вернулись к очной работе.
На этом фоне расцвел новый бизнес, и я хотел бы представить вам два примера, которые связаны с японскими компаниями, работающими в России.
Во-первых, вырос спрос на компактные принтеры.
Несмотря на цифровизацию, все еще есть необходимость в печати документов на бумаге. К тому же это Россия, в которой, несмотря на распространение электронных подписей, необходимость хранить оригиналы документов для предоставления в соответствующие органы в случае необходимости не исчезает.
Так людям приходится распечатывать то, что раньше можно было сделать на принтере в компании. Это является причиной растущего спроса на компактные принтеры.
Во-вторых, спикерфоны для совещаний.
При удаленной работе можно общаться через гарнитуру, но, если вы работаете в офисе и вместе со своими коллегами общаетесь с партнерами, которые находятся в других местах, часто приходится собираться в конференц-зале.
Выбор оборудования, не создающего искажений или шумов, очень важен для проведения совещания в нормальной обстановке.
Один из производителей аудиотехники представил на российском рынке высококачественный спикерфон, не создающий искажений, который раскупается на ура.
«Распространение нового коронавируса привело к нарушению цепочки поставок и транспортной сети, поэтому мы не могли поставить достаточное количество продукции для удовлетворения спроса. К сожалению, мы упустили возможность», — заявил представитель компании.
Туманные перспективы бизнеса из-за инфляции
Российская экономика активно восстанавливается, но это вовсе не говорит об исключительно позитивных перспективах. Одна из причин для беспокойства — инфляция.
В июле Центральный Банк России повысил прогноз по инфляции на этот год до 6,5%. Это на 0,5% больше, чем в предыдущем месяце. Сам банк заявил, что высокий уровень инфляции превосходит ожидания, а дальнейший ход событий непредсказуем. Потребительские цены в России (в сравнении с предыдущим годом) постоянно растут с апреля 2020 года, а увеличение стоимости некоторых продуктов питания стало социальной проблемой. Сдерживание инфляции представляет большой интерес для президента России Владимира Путина, и российское правительство приняло ряд мер для решения этой проблемы, но они пока не возымели эффекта.
23 июля Центробанк повысил ключевую ставку на один пункт — до 6,5%, что стало четвертым повышением. Ранее Банк повышал процентную ставку на 0,25-0,5%, и это свидетельствует о дальнейшем ужесточении мер.
Высокая инфляция также влияет на настроения в деловых кругах.
По данным британской компании IHS Markit, занимающейся исследованиями рынка, в июле этого года индекс деловой активности (PMI) для российской сферы услуг снизился впервые за пять месяцев. Основная причина — инфляционные опасения.
В производственном секторе деловая уверенность также упала. Индекс деловой активности для производственной сферы также снизился впервые за семь месяцев из-за роста закупочных цен, вызванного инфляцией, а также неопределенности по поводу среднесрочных заказов.
Министр экономического развития Максим Решетников заявил, что необходимо внимательно следить и изучать макроэкономические данные, но предположил, что скорость восстановления экономики может замедлиться.
Хотя на данный момент российская экономика, похоже, избежала коронавирусной катастрофы, есть некоторые опасения относительно уверенного экономического роста в будущем.
Тонкое управление экономической, фискальной и монетарной политикой со стороны российского правительства и Центрального банка будет представлять особую важность в будущем.
Примечания автора:
Прим. 1: Сначала сообщалось о падении на 3,1%, но потом цифра была скорректирована до 3%.