Я знаю, что военные машины внешне не очень симпатичны. Может быть, именно поэтому очень странный русский корабль 1870 года постройки показался мне столь привлекательным. Вы только посмотрите на него. Он похож на плавучую летающую тарелку, сверху донизу набитую военно-морской техникой. С виду корабль этот абсолютно не страшный. История обошлась с ним не по-доброму, но я считаю, что он весьма симпатичен. А поскольку я командую этим блогом, вам тоже придется познакомиться с этим кораблем.
В основе своей «Новгород» — это бронированный монитор. Корабли такого типа впервые появились в составе флота северян в годы Гражданской войны в США, когда в 1862 году они получили судно «Монитор».
«Монитор» совершил революцию в военном кораблестроении (он был намного лучше паршивых броненосцев, которые строили конфедераты). В движение он приводился исключительно паром, был почти полностью железный и имел приводную вращающуюся башню. Большая часть корабля находилась ниже ватерлинии. Стоит также отметить, что это был первый корабль со смывными туалетами.
На самом деле, «Монитор» положил начало всем современным боевым кораблям. Его базовую конструкцию копировали во всем мире, в том числе, в России, которая строила копии следующего монитора северян типа «Пассаик», назвав их «Ураган».
У мониторов была малая осадка, что позволяло им осуществлять патрулирование на реках. Но из-за низкого борта они не очень-то подходили для боевых действий на море. Так случилось, что в конце 1860-х годов Россия по множеству причин, вдаваться в которые мы сейчас не будем, задумалась о защите своих рек, для чего ей понадобились хорошо вооруженные и надежно бронированные корабли.
Конечно все эти пушки и броневые плиты добавляли монитору вес, из-за чего у обычного корабля увеличивается осадки. А это ограничивало возможность их применения на мелких реках.
Но это только в том случае, если вы мыслите скучно и стандартно! А если вы в силах сломать традиции военно-морской архитектуры, как это сделал шотландский судостроитель Джон Элдер (John Elder), тогда вам станет понятно, что при увеличении ширины судна вы сможет загрузить его чем угодно под завязку, а осадка при этом останется прежней.
Контр-адмирал российского императорского флота Андрей Александрович Попов увлекся идеей увеличить ширину судна настолько, что сделал его круглым.
Испытав свою концепцию на макетах и построив маленький (восемь метров в диаметре) корабль, Попов получил разрешение на строительство большого монитора. «Новгород» заложили в конце 1871 года. Диаметр корабля превышал 30 метров, водоизмещение составляло 2 531 тонну, а осадка всего 4 метра.
Имея низкий борт (всего 45 см над ватерлинией), бронированный корпус и вращающуюся башню по центру, где размещалась пара 11-дюймовых нарезных орудий, «Новгород» в полной мере соответствовал традиционной конструкции монитора. Но круглая форма делала эту штуку весьма странной.
Чтобы эта огромная сковородка передвигалась по воде, в кормовой части установили шесть паровых машин общей мощностью 3 360 лошадиных сил. У каждого двигателя на 560 лошадиных сил был собственный гребной винт. Паровые машины и котлы были настолько массивные, что занимали около половины внутреннего объема корабля.
А поскольку оборудование заняло львиную долю внутреннего пространства, у «Новгорода» было больше надстроек, чем у обычного монитора. В большой надстройке на носу размещалась команда, а также рулевая рубка, трубы для пара и воздухозаборники для трюмов.
Любой, кто пускал по воде кораблики, тарелки или играл в ней с фрисби, хорошо знает, как трудно перемещать по ней круглые предметы. Все эти лошадиные силы паровых машин позволяли «Новгороду» на полных парах развивать скорость не более 6,5 узла (12 километров в час).
А ведь этой посудиной надо было еще и управлять. Даже имея рудиментарные намеки на крошечный нос и корму, этот корабль оставался неисправимо круглым, а по этой причине не очень хотел поддаваться управлению. Руль у него оказался слишком мал, а посему неэффективен. А из-за формы корабля на полный разворот у него уходило почти 45 минут.
Но та же самая форма позволяла превратить этот корабль в своеобразную карусель. Поскольку каждый винт приводился в движение отдельным двигателем, они поворачивали корабль очень быстро. Как минимум один доклад свидетельствует о том, насколько это было эффективно:
Круглая форма настолько благоприятна для такого рода поворотливости, что «Новгород» легко может вращаться вокруг своей оси с такой скоростью, от которой быстро закружится голова. Тем не менее, его можно быстро остановить, а при необходимости заставить вращаться в обратном направлении.
Конечно, если корабль крутится как пластинка, это не повышает его мореходные и боевые качества. Часто появлялись сообщения, что «Новгород» начинает бесконтрольно вращаться от отдачи одного из орудий при стрельбе. Но это скорее миф, каких появлялось немало в ту эпоху, если один доклад путали с другим.
Но даже если «Новгород» не вращался как волчок всякий раз, когда производили выстрел из орудия, у этого корабля круглой формы все равно было множество недостатков. Он становился неуправляемым в штормовую погоду, его болтало даже в относительно спокойном море. Как минимум во время одного пробного плавания вверх по течению Днепра этот корабль (и еще один большего размера под названием «Вице-адмирал Попов») раскрутило течением, и они стали неуправляемыми. Практически все на борту испытали неприятное головокружение.
Со временем этим круглым кораблям нашли достойное применение в качестве судов береговой обороны. В такой роли они по сути дела стали хорошо вооруженными плавучими батареями. С более традиционной конструкцией такому кораблю понадобилась бы большая глубина, чтобы удержать всю эту броню и вооружение. Таким образом, они нашли свою нишу, где их существование обрело какой-то смысл.
В ретроспективе эти похожие на диски корабли кажутся шуткой. Но восхищает сам факт их существования. Нечасто случается так, что плохая идея осуществляется с таким грандиозным размахом. В этом есть нечто несомненно смешное и веселое, по крайней мере, для тех из нас, кому не надо оборонять реки от вторжения морского противника.