«Крымская платформа» — международное событие, масштабы которого, без преувеличения, являются беспрецедентными для нашего государства. Его значимость не стоит недооценивать, даже, несмотря на то, что немедленных результатов оно не даст. Но международная политика — это игра в долгую.
Во время саммита «Крымской платформы» впервые после противоправной аннексии полуострова Россией, будет создан международный формат сотрудничества по вопросам возвращения Крыма.
«Европейская правда» выяснила список участников этого события. Эта статья кратко объясняет, почему это представительство является действительно важным, даже, несмотря на то, что проблемы еще остались. И эти проблемы также нельзя обойти вниманием — в том числе в отношении к нам со стороны отдельных стран, демократических и не очень.
44 + вторая Украина
В понедельник двадцать третьего августа в центре «Парковый» соберутся представители как минимум сорока одного государства мира и четырех международных организаций, чтобы вместе принять документ, который будет называться «Крымская декларация» (или, если официально, Совместная декларация участников международной «Крымской платформы»). Так начнет работу структура, название которой за последнее время слышал каждый, кто хоть немного интересуется международной политикой.
Ключевой вопрос, который многие себе задают:
Сорок пять участников «Крымской платформы» (считая вместе с Украиной) — это много или мало?
Во-первых, стоит избежать повторения той ошибки (или сознательной манипуляции), которая сейчас активно вбрасывается в информационное пространство — мол, «поддержка Украины падает, в марте 2014 года резолюцию ООН по Крыму поддержали сто стран, а сейчас лишь сорок пять».
Но это — цифры, которые предельно некорректно сравнивать.
Нет, поддержка мировым сообществом Украины относительно незаконности аннексии Крыма за семь лет не упала, а поддержка РФ почти не выросла. Даже несмотря на то, что ни одна из последующих резолюций ООН с упоминанием о Крыме не получала близкого к количеству ста голосов (например, в 2020 году документ о нарушении прав человека в Крыму собрал шестьдесят три голоса «за»), это вовсе не означает, что остальные признают «законность» аннексии. Вопрос — в различных формулировках этих документов.
А физический приезд на саммит на Украину представителя иностранного государства, уполномоченного его правительством на подписание «Крымской декларации» — это еще один шаг вперед по сравнению с голосованиями в ООН. Поэтому «падение» количества участников саммита с 60+ до 45 точно является не провальным.
И в дополнение надо подчеркнуть: это количество не является окончательным.
Во-первых, источники свидетельствуют, что есть шанс привлечь сорок шестого «физического» участника саммита, переговоры продолжаются.
Во-вторых, количество подписантов «Крымской декларации» вскоре должно увеличиться — документ будет открыт для подписания теми странами, которые не решились поехать в Киев на торжественное событие, но готовы публично сообщить о присоединении к нему.
Но список участников собственно саммита двадцать третьего августа заслуживает отдельного внимания.
Уровень с исключениями
Еще раз подчеркнем: список участников «Крымской платформы» содержит также неприятные, и даже очень неприятные неожиданности, но для них есть объяснение. О них чуть дальше, а сначала — о том, кто приедет в Киев.
Украина не раз проводила международные события, самой значимой из которых до сих пор была министерская встреча ОБСЕ в декабре 2013 года. Эта ежегодная встреча собирает пятьдесят семь государств — участников организации, но лидеры иностранных государств на нее не приезжают — только главы МИД или дипломаты более низкого уровня. Еще одним топ-событием был «чернобыльский» саммит по вопросам безопасного и инновационного использования ядерной энергии в 2011 году, куда приехали пять президентов и четыре премьера и руководители нескольких международных организации.
Саммит «Крымской платформы» по уровню участников существенно превзошел предыдущий «рекорд Украины».
Это, вероятно, самая приятная неожиданность.
Всего лишь восемь из сорока пяти участников саммита будут представлены на уровне госсекретаря (Норвегия) или посла (Австралия, Греция, Кипр, Канада, Новая Зеландия, Мальта, Япония). Все остальные присылают на саммит топ-руководителей. И это — показатель, в достижимость которого было сложно поверить, когда подготовка саммита только начиналась.
Итак, двадцать третьего августа на встречу в Киев приедут президенты и главы правительств тринадцати иностранных государств (четырнадцать, если считать с Украиной). На самом высоком уровне на саммите будут представлены Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словакия, Румыния, Венгрия, Молдавия, Грузия, Словения, Хорватия, Швеция, Финляндия.
Также самый высокий уровень дополнят руководители или генсеки трех международных организаций (ЕС, Совет Европы, ГУАМ) и заместитель генерального секретаря НАТО.
Еще от двух государств приедут главы парламента — это Швейцария (где эта должность является не менее влиятельной из-за формального ротационного «президента») и Чехия (президент которой Земан точно не является желанным гостем на Украине, а премьер Бабиш — дискредитирован и этой осенью скорее всего потеряет власть).
И, наконец, еще семнадцать государств будут представлены на уровне министров. Преимущественно это — главы МИД (Турция, Франция, Германия, Испания, Италия, Бельгия, Австрия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия, Дания, Болгария, Черногория, Северная Македония), Великобритания и Португалия пришлют министров обороны, США —министра транспорта Питера Буттиджеджа.
На последнем пункте стоит остановиться отдельно. Но сейчас — об обещанном. О проблемах.
Проблемы не только силами России
«На саммите будут представлены четыре из шести континентов. Или, если быть совсем точным — четыре из семи — из Антарктиды также никто не приедет», — полушутя прокомментировал ожидания от саммита Дмитрий Кулеба во время одной из встреч с журналистами.
И действительно, в списке участников есть почти вся Европа (кроме РФ, нескольких ее сателлитов и критически зависимых от нее государств, или государств-карликов), а также государства Северной Америки, Азии и Австралия (с Новой Зеландией в дополнение)
А вот Африки и Южной Америки не будет вообще, хотя даже за последние резолюции ООН оттуда поступают голоса. Да и азиатское представительство является не самым масштабным. Причины этого наиболее наглядно объясняет другое заявление главы МИД, с которым он в четверг девятнадцатого августа обратился к участникам Киевской встречи.
«Я хочу поблагодарить каждого, кто, несмотря на давление Российской Федерации примет участие в саммите „Крымской платформы"».
Это — не пустые слова.
От источников, касающихся подготовки саммита, приходилось слышать о том, каким было сопротивление РФ созданию «Крымской платформы». В Москве, похоже, верили в свою способность вообще сорвать проведение саммита, и поэтому бросили на это все силы. Поэтому несколько стран неофициально давали согласие на свое участие — а потом отозвали его. Рассказывали, что доходило даже до отмены телефонного разговора Кулебы с коллегой из Африки, во время которого последний должен был подтвердить свое присутствие на саммите, за считанные часы до звонка.
Хотя, чего скрывать, основной причиной этому является слабая работа Украины на африканском, латиноамериканском направлениях и в Юго-Восточной Азии.
Впрочем, информация, которую «Европравда» получала на условиях неразглашения, также подтверждает, что главной причиной «игнора» со стороны этих регионов является именно российское давление или шантаж. Из-за него до Киева не доедут даже несколько дружественных к нам государств, а кое-кто — уменьшил уровень представительства.
Нынешнее количество лидеров государств и правительств на саммите платформы действительно является высоким, но должно быть существенно выше. Среди прочего, именно из-за России турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, планировавший приехать в Киев, в последний момент решил прислать сюда главу МИД. Другой яркий пример — азербайджанский лидер Ильхам Алиев, когда его приоритетом являются договоренности с РФ по Нагорному Карабаху, решил не ехать вообще. Несколько государств ЕС тянули до последнего, пока не согласились на присутствие, хоть и не на самом высоком уровне.
Надо сразу «снять измену» насчет Канады, которая пришлет на саммит только посла. В этой стране в сентябре состоятся досрочные выборы, и политикам нет времени летать за океан; к тому же в Канаде в предвыборный период большинству членов правительства законом запрещено участие в международных мероприятиях от имени государства.
А вот от кого Украина получила знак неуважения — это от канцлера Ангелы Меркель.
Немецкий лидер сейчас завершает работу на своей должности и поэтому не имела ни временных, ни других ограничений, которые бы исключали ее присутствие в Киеве двадцать третьего августа. Берлин подавал Киеву сигналы о том, что она рассматривает такую возможность. А на фоне тех имиджевых потерь (в том числе в части немецких избирателей), которые она понесла из-за защиты «Северного потока — 2» — казалось, что она заинтересована продемонстрировать, что ценности для нее имеют вес.
Но нет.
Более того, сейчас речь идет о том, что она показательно приедет накануне, двадцать второго августа (в воскресенье, в нерабочий день!!!), и сразу полетит домой, не оставаясь на утреннее заседание саммита.
А поскольку не будет Меркель, то не поедет в Киев и Эммануэль Макрон.
Конечно, Германия будет представлена министром иностранных дел, и это немало. Конечно, есть шанс, что Меркель еще передумает и продолжит визит, но этот шанс кажется скорее призрачным. Но в политике жесты имеют значение. И это решение канцлера действительно выглядит как жест.
Хотя, стоит заметить, юридически между уровнями представительства различия нет. Все сорок пять (если число не изменится в ближайшие дни) участников саммита, то ли представленные президентом, то ли послом — станут подписантами «Крымской декларации» от имени всей своей страны. Поэтому этот документ заслуживает отдельного анализа, и Европравда его подготовит, когда тот будет окончательно согласован и опубликован.
Напоследок о США
Если кто-то ожидал визита Байдена в Киев, то это были напрасные ожидания с самого начала. Вице-президент США Камала Харрис по распределению обязанностей вообще не занимается внешней политикой. И поэтому выбор Пита Буттиджеджа как спецпосланника президента является очень интересным и точно не является «предательством».
Буттиджеджа — молодого чиновника и новую звезду американской политики — считают одним из фаворитов Байдена («Европейская правда», кстати, подробно писала о нем). Ему пророчат большое будущее и даже не исключают избрание его главой государства в близком будущем. И то, что он приедет в Киев — действительно важно.
Причем это не будет «визит вежливости». После саммита Буттиджедж, по согласованию с президентом США, планирует остаться здесь еще на два дня. Как объясняют источники, «чтобы лучше изучить Украину».
И кто знает, возможно, это станет пусть косвенным, но очень весомым следствием и без того успешного саммита «Крымской платформы».