Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Project Syndicate (США): Большая семерка, ООН и будущее Афганистана

© AP PhotoБоевики "Талибана"* в Кабуле, Афганистан
Боевики Талибана* в Кабуле, Афганистан - ИноСМИ, 1920, 26.08.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лидеры Больной семёрки должны конструктивно работать с Китаем, Россией и другими заинтересованными странами, чтобы покончить с 40-летним порочным кругом в Афганистане, в который США помогли столкнуть страну ещё в 1979 году. Беспощадно оценивая то, что творят США во всем мире, автор предлагает четкий план восстановления Афганистана.

Нью-Йорк — На этой неделе лидеры Большой семёрки соберутся, чтобы обсудить Афганистан. Абсолютно необходимо, чтобы лидеры G7 чётко понимали важнейшие цели, касающиеся Афганистана, чтобы не допустить возникновения очередного порочного круга нищеты, кровопролития и массовых потоков беженцев.

Прежде всего, они должны воспользоваться этой встречей для элементарной координации политики семи стран с целью подготовить действия в намного более важном месте — в Совете Безопасности ООН, поскольку без участия Китая и России последовательный международный подход к Афганистану невозможен.

Помня об этом, Большая семёрка должна стремиться к взаимодействию с Афганистаном под властью Талибана*, а не к изоляции или удушению этой страны. Это важно не только в качестве краткосрочной тактики, призванной помочь гражданам Запада и оказавшимся в зоне риска афганцам выбраться из страны мирным образом, но и для предотвращения будущих кровопролитий, гуманитарных кризисов и резкого увеличения количества беженцев. Хотя для США и их союзников по «Большой семёрке» будет соблазнительно надолго заморозить валютные резервы Афганистана и финансирование помощи развитию, а также усилить американские санкции (и, возможно, санкции ООН), подобный подход будет обречён на провал столь же предсказуемо, как и нынешний провал 20-летней миссии НАТО.

США хорошо знают, как наказывать другие страны, но мало что знают о том, как приводить их в порядок (или, может быть, не особенно этим интересуются). Многие в американском политическом классе громогласно призывают наказать талибов. Причина в том, что США оказались глубоко унижены. Тем не менее, остальные страны «Большой семёрки» и весь остальной мир должны отвергнуть призывы отомстить, озвучиваемые теми же самыми американскими политиками и стратегами, которые так много сделали для того, чтобы втянуть США и НАТО в этот бардак, длящийся уже 40 лет (нам следует помнить, что американское вмешательство в Афганистан началось в 1979 году, а не в 2001-м). Это те же самые люди, которые выступали за оказание Америкой изначальной поддержки моджахедам, позднее превратившимся в Талибан и Аль-Каиду*. Это те же самые люди, которые выступали затем за вторжение в Афганистан в 2001 году. И это те же самые люди, которые считали, что увеличение численности воинского контингента в первые годы правления Обамы поможет всё исправить.

Этих людей следует игнорировать. Если Талибан воздержится от мстительных убийств своих врагов и от жестокого подавления прав женщин и девочек, тогда страны Большой семёрки, агентства ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития должны быть готовы продолжить оказание финансовой помощи Афганистану (более того, им следует её увеличить).

Да, американские правые будут громко возмущаться и называть президента Джо Байдена предателем. Но американским правым не нравится предоставление любой финансовой помощи иностранным государствам, и именно поэтому США не в состоянии помочь бедным странам стабилизироваться. Правые хотят завоёвывать страны, а не помогать их развитию.

Большой семёрке следует многое сделать. Во-первых, ей нужно заказать независимое расследование причин, по которым её программа развития в 2001-2020 годах не помогла Афганистану стабилизироваться и улучшиться в достаточной степени, чтобы его правительство и вооружённые силы могли сопротивляться повторному завоеванию страны талибами. (Подсказка: стоит взглянуть на непропорционально высокие расходы на безопасность вместо развития; на хронически неадекватное финансирование социальных программ и инфраструктуры; на несогласованность подходов, не имеющих общей стратегии; на коррупцию среди американских подрядчиков, а не только афганских; на отсутствие ясных и амбициозных ориентиров и целей устойчивого развития).

Во-вторых, Большая семёрка должна призвать Совет Безопасности ООН учитывать соображения экономического и экологически устойчивого развития в своих действиях и в разработке планов в отношении Афганистана, при этом представители ООН в Афганистане должны будут регулярно подавать отчёты. Совет Безопасности должен будет ежеквартально узнавать, ходят ли дети, в том числе девочки, в школы (обеспеченные материалами и учителями); функционируют ли поликлиники и больницы; есть ли доступ к воде и электричеству в деревнях; могут ли матери получать неонатальную и акушерскую помощь; достаточно ли у населения продуктов питания; наконец, имеется ли достаточное количество средств, выделяемых на развитие, чтобы покрыть все эти базовые нужды.

Все перечисленные индикаторы являются частью программы «Цели устойчивого развития» (ЦУР). Оценка на основе ЦУР должна применяться к возглавляемому талибами правительству в Афганистане точно так же, как их следовало применять к правительству, которое поддерживалось НАТО.

К сожалению, миссия НАТО не воспринимала «Цели устойчивого развития» всерьёз. Например, в 2019 году общая помощь финансовых доноров Афганистану, выделяемая на образовательные программы, составила жалкие $312 миллионов, то есть ничтожные $20 на ребёнка для примерно 15 миллионов детей Афганистана школьного возраста (от 5 до 19 лет). Напротив, Америка тратила примерно $1 миллион в год на каждого из тысяч американских солдат в Афганистане.

Из мизерной суммы, выделенной на образование, ни одного доллара не направлялось через государственный бюджет. Деньги поступали на финансирование проектов, реализуемых напрямую НКО и другими внешними структурами. Неудивительно, что афганский народ был невысокого мнения о собственном правительстве. Оно не играло никакой роли в обучении их детей (или в выполнении других ключевых социальных функций); финансовые доноры не помогали правительству играть сколь-нибудь значительную роль в любых сферах за исключением безопасности.

Некоторым политикам США, наверное, будут соблазнительно поддержать новые повстанческие группировки, чтобы те воевали с талибами; якобы это может стать способом давления на Талибан за столом переговоров. Это типичный американский рецепт, но он неизбежно приводит к боевым действиям с открытым финалом. К счастью, у США, судя по всему, нет логистических средств для поддержки такого восстания, и трудно представить, чтобы Китай и Россия одобрили столь наивный подход.

Помимо поддержки повстанцев, Америка и даже страны Большой семёрки будут соблазняться идеей отказа в признании любого правительства во главе с талибами, отрицая наличие у него легитимности. Этот шаг затем будет использоваться как правовая основа для продления заморозки валютных резервов Афганистана в Федеральном резерве США, а также для приостановки любого нового финансирования Афганистана со стороны МВФ, Всемирного банка и Азиатского банка развития. Тем самым США и их союзники будут усугублять глубокий экономический и гуманитарный кризис. Но с какой целью? Даже самые удушающие американские санкции редко приводят к смене власти, а вероятность такого сценария в Афганистане ещё менее вероятна; на протяжении последних лет санкции не смогли свергнуть правительства в Иране, Северной Корее и Венесуэле.

Лидеры Больной семёрки должны чётко заявить главные цели в Афганистане: вытащить из страны своих граждан и афганских партнёров, а затем конструктивно работать с Китаем, Россией и другими заинтересованными странами с целью покончить с 40-летним порочным кругом в Афганистане, в который США помогли столкнуть страну ещё в 1979 году. Хватит разрушений. Пришло время строить.

Джеффри Д. Сакс — профессор Колумбийского университета, является директором Центра устойчивого развития Колумбийского университета и президентом Сети решений ООН в области устойчивого развития. Он был советником Генерального секретаря ООН, а в настоящее время является адвокатом при Генеральном секретаре Антониу Гутеррише. Его книги, в том числе: «Конец бедности», «Общее богатство», «Эпоха устойчивого развития», «Построение новой американской экономики», «Новая внешняя политика: за пределами американской исключительности» и, совсем недавно, «Эпоха глобализации».

* организации запрещены в РФ