Страшный взрыв у въезда в кабульский аэропорт, в результате которого погибли 13 американских военнослужащих и множество других людей, а еще больше получили ранения, служит мощным напоминанием о том, какие угрозы таятся в Афганистане, и какие вызовы ждут его впереди в условиях, когда Америка пытается оттуда уйти. Хотя президент Джо Байден твердо решил закончить длившуюся 20 лет военную кампанию в Афганистане, которую спровоцировал отказ талибов выдать лидера «Аль-Каиды» (запрещена в России — прим. перев.) Усаму бен Ладена после терактов 11 сентября, США будут и дальше сталкиваться там с трудным выбором.
Еще до произошедшего в четверг ужасного теракта фото и видеокадры из аэропорта нельзя было смотреть без содрогания. Больно думать о том, какое будущее ждет афганский народ, и трудно себе представить, как Соединенные Штаты будут налаживать отношения с талибами. Но факты — упрямая вещь, и пора осознать суровую реальность: «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.) победил в этой войне, и Соединенным Штатам придется решать, как строить отношения с лидерами находящейся под санкциями террористической группировки после того, как последний американский солдат покинет Кабул.
После того, как последний самолет поднимется в афганское небо и исчезнет с глаз тех, кто остался в этой стране, Америка не должна отказывать в помощи афганскому народу. Это не только вопрос морали. Как нам стало известно после 11 сентября, Афганистан легко может превратиться в рассадник терроризма. Существующие там угрозы вполне реальны с учетом того, что «Талибан» по-прежнему поддерживает тесные связи с «Аль-Каидой».
Пока все наше внимание приковано к трагедии в аэропорту. Но что мы будем делать после завершения всей этой миссии? В ходе этой самой долгой американской войны погибло более 2 300 военнослужащих, а обошлась она в два с лишним триллиона долларов. Спустя 20 лет после того, как США свергли «Талибан», эта экстремистская группировка снова пришла к власти. Всем странам, включая Соединенные Штаты, придется решать, какие отношения они будут поддерживать с Афганистаном.
Следует ли Соединенным Штатам официально признавать правительство во главе с «Талибаном»?
Если послушать американских официальных лиц, становится ясно, что они тщательно следят за своими словами, чтобы не настроить против себя радикальных джихадистов, поскольку боятся, что это поставит под угрозу воздушный мост, благодаря которому с 14 августа в безопасные места было перевезено 104 000 человек. госсекретарь Энтони Блинкен в среду аккуратно уклонился от ответа на вопрос о том, что будет с американским посольством в Кабуле, сказав: «Что касается дипломатического взаимодействия, то мы рассматриваем несколько вариантов, и я уверен, что в предстоящие дни и недели мы сможем больше об этом рассказать. А пока мы анализируем разные возможности».
Но не всем надо следить за своей речью и подбирать слова. Позвольте мне сказать об этом недвусмысленно: Соединенные Штаты не могут признать правительство во главе с «Талибаном» — ни сейчас, ни в близком будущем.
Судя по примирительному тону официальных представителей талибов после захвата власти, эта группировка заинтересована в улучшении своей репутации и в получении международного признания. Но слова мало что значат, особенно если ты давно уже ведешь себя отвратительно. Это движение накладывало суровые ограничения на женщин и девочек, не давало им учиться, работать и самостоятельно выходить из дома. «Талибан» заставлял женщин закрывать свои лица в общественных местах, закапывал по шею в землю и забивал до смерти камнями, обвинив в прелюбодеянии. Боевики также убивали гомосексуалистов, отрубали руки подозреваемым в воровстве, и в целом принуждали всю страну жить по их драконовским правилам. Одних только слов талибов недостаточно.
На сегодня доказательства перемен в рядах «Талибана» весьма неоднозначные. Женщинам уже приказано сидеть по домам, правда, ради их же безопасности. (Сидите дома, было сказано им, и так вы сможете защититься от нас.)
Известных журналисток убирают из эфира, и появляются все новые свидетельства того, что после захвата талибами Кабула там происходят намного более страшные события.
Соединенные Штаты, их союзники и остальное международное сообщество должно выдвинуть ряд условий, после выполнения которых они смогут признать «Талибан». Их три. Во-первых, талибы должны доказать, что не позволят превратить Афганистан в пристанище для террористов, поскольку они дали такое обещание в феврале 2020 года на переговорах с администрацией Трампа. Произошедшие в четверг теракты вызывают вопросы о том, способен ли «Талибан» дать отпор таким группировкам как ИГИЛ (запрещен в России — прим. перев.), который пытается закрепиться в Афганистане. Во-вторых, талибы должны убедительно и на деле доказать, что они не занимаются нарушениями прав человека, из-за чего во время их нахождения у власти в прошлый раз были разрушены жизни многих женщин и девушек. И наконец, «Талибан» должен выйти за собственные рамки и сформировать всеохватывающее правительство, куда войдут этнические меньшинства, умеренные мусульмане и женщины. По крайней мере, такова цель.
По словам активистки и правозащитницы Фаузии Куфи (Fawzia Koofi), избранной в афганский парламент и входившей в состав правительственной делегации, которая вела в Дохе переговоры с «Талибаном», никакое афганское правительство не будет легитимным, если в нем не будет женщин. США не должны признавать правительство страны, если ее народ считает его незаконным.
Блинкен сказал, что США вместе с союзниками намерены совместно направить талибам послание «о контртерроризме, о гуманитарной помощи, о наших ожиданиях от будущего афганского правительства».
Если талибы возьмутся за старое, США должны сделать все возможное для организации международной кампании, которая лишит это движение официального признания и ограничит его доступ к финансам. Соединенные Штаты уже заморозили афганские резервы в американских банках, а Евросоюз приостановил предоставление помощи на 1,4 миллиарда долларов. В то же время, Международный валютный фонд заблокировал талибам доступ к кризисным средствам платежа на сотни миллионов долларов.
Конечно, талибы могут обратиться к другим странам, если Запад от них дистанцируется. Китай, который сознательно закрывает глаза на нарушения прав человека, очень хочет заполучить афганские полезные ископаемые и твердо намерен установить «дружественные» отношения. Россия тоже стремится улучшить отношения. У Пакистана, как и у Саудовской Аравии, уже давно налажены прочные связи с этой группировкой.
Тем не менее, Китай не желает превращения Афганистана в новую базу терроризма. То же самое можно сказать и о других афганских соседях, многие из которых могут столкнуться с усилением повстанческих движений на своих территориях, поскольку они будут черпать вдохновение у талибов или пользоваться их территорией и поддержкой, как это делала «Аль-Каида».
Но признают США талибов или нет, суровая и неприятная правда заключается в том, что сегодня «Талибан» правит страной. Так или иначе, США придется общаться с его руководством. После эвакуации военная кампания неизбежное перейдет в плоскость дипломатии. Сейчас цель США будет состоять в том, чтобы заставить новых афганских лидеров отказаться от укрывательства террористов и от своих отвратительных привычек. Перспективы у афганского народа ужасные, как и выбор у США и их союзников. Это еще один упрямый факт, который вряд ли возможно изменить.
* — запрещенные в России организации