Во вторник, 31 августа (встреча перенесена на 1 сентября — прим. ред.), президент Украины Владимир Зеленский встретится со своим американским коллегой. Вероятнее всего, они будут обсуждать целый ряд вопросов — таких, как состояние отношений Украины с Россией, борьба Украины с коррупцией, а также пандемию. Поблагодарив президента США Джо Байдена за неизменную поддержку и помощь, украинский лидер, возможно, аккуратно задаст ему вопрос о членстве в НАТО.
Встреча должна быть позитивной. Однако один неприятный вопрос все же будет поднят: «Северный поток — 2». Любимый проект президента России Владимира Путина, этот газопровод угрожает безопасности Европы — и в первую очередь Украине. Время для того, чтобы остановить строительство этого газопровода, которое близится к завершению, уже истекает, так что сейчас или никогда. Рискуя испортить вполне приятную встречу, Зеленский должен в недвусмысленных выражениях сказать Байдену, — что строительство «Северного потока — 2» должно быть остановлено.
Стоит отметить, что у администрации Байдена не было достаточно времени, чтобы остановить этот проект. К тому моменту, когда Байден вступил в должность, уже было построено более 90% этого трубопровода — первые участки были уложены в июле 2018 года. Тем не менее, первые сигналы свидетельствовали о том, что новая администрация всерьез настроена остановить его строительство. Ранее Байден говорил о том, что этот газопровод — «плохая сделка для Европы», а госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что правительство «решительно настроено сделать все, что в наших силах», чтобы предотвратить завершение строительства. А потом администрация изменила курс. В июле Соединенные Штаты вместе с Германией выступили с заявлением по «Северному потоку — 2», которое фактически дало России зеленый свет на завершение строительства.
Это решение шокировало других союзников Америки в Европе, где многие страны выступают против этого проекта. Внутри Соединенных Штатов его тоже встретили недовольством. Группа конгрессменов от обеих партий, возмущенная такой резкой сменой курса, попыталась убедить администрацию в необходимости остановить строительство газопровода. Но Украина и Польша — две европейские страны, которые больше всего потеряют в результате ввода «Северного потока — 2» в эксплуатацию, — отреагировали наиболее остро.
Министры иностранных дел этих двух стран, у которых не было возможности поучаствовать в переговорах между Германией и Америкой, выступили со своим собственным совместным заявлением, где они подчеркнули, что «Северный поток — 2» представляет собой угрозу для политической, национальной и экономического безопасности Европы. По их словам, если Россия достроит этот газопровод это даст ей возможность «дестабилизировать ситуацию с безопасностью в Европе. И они правы. Существует множество причин, по которым «Северный поток — 2» обернется катастрофой — и не только для Украины и Польши, но и для всей Европы.
Проложенный по дну Балтийского моря из России в Германию, «Северный поток — 2» обеспечит Россию прямым маршрутом, ведущим в самое сердце Европы. Это сделает Европу, которая в настоящее время импортирует из России примерно треть всего своего газа, еще более зависимой от российского природного газа, в результате чего Москва получит энергетическую монополию на этом континенте. Нетрудно представить, какими будут разрушительные последствия, ведь если отношения испортятся, Россия сможет перекрыть потоки газа в Европу, оставив без него миллионы европейцев.
Теперь что касается Украины. Эта страна ежегодно получает около миллиарда долларов за транзит природного газа по трубопроводу, ведущему в Польшу. Если строительство «Северного потока — 2» будет завершено, украинско-польский газопровод утратит свою актуальность, лишив Украину — одну из самых бедных стран в Европе, по данным Международного валютного фонда, — существенной доли ее доходов.
Более того, зависимость Европы от российского природного газа может подтолкнуть Россию к тому, чтобы и дальше вмешиваться в дела Украины, не опасаясь последствий. Это может повлечь за собой эскалацию конфликта в Донбассе — многолетней российской военной кампании на востоке Украины, которая уже унесла жизни более 14 тысяч человек и превратила 2 миллиона человек в беженцев, — или даже попытки России объединить восток Украины с Крымом.
Наконец, Польша тоже столкнется с экономическими последствиями. В настоящее время эта страна импортирует свой газ по украинско-польскому газопроводу. «Северный поток — 2» положит этому конец. Польше придется покупать свой газ у Германии — по гораздо более высокой цене. Несмотря на то, что экономика Польши находится в хорошем состоянии, вряд ли ее граждане могут себе позволить подобное.
Аргументы ясны. По соображениям экономической, энергетической и национальной безопасности строительство «Северного потока — 2» должно быть остановлено. Важно то, что пока это возможно. Ранее американские санкции против этого проекта уже приостановили его строительство, потому что компании, занимавшиеся укладкой труб, вышли из него. Все, что нужно для того, чтобы полностью остановить его, — чтобы администрация отказалась от своего решения не вводить дополнительные санкции против «Северного потока — 2». Некоторые члены американского конгресса и европейские лидеры поддерживают этот вариант. Возражения со стороны Германии, главного бенефициара этого проекта, можно будет смягчить, указав на массу долгосрочных преимуществ для Европы.
Таков наилучший сценарий, и Зеленский должен на нем настаивать. Однако на встрече с Байденом он также должен потребовать дополнительные гарантии. Хотя в совместном заявлении Америки и Германии было предложено множество разных экономических и энергетических условий — к примеру, инвестиции в развитие украинских зеленых технологий и помощь в процессе перехода к экологически чистым источникам энергии, — они все же не могут сравниться с миллиардом долларов ежегодных доходов от транзита газа, которого Украина лишится.
Зеленский должен потребовать — для своей собственной страны и для Польши — помощи в финансировании и строительстве инфраструктуры, необходимой для получения экологически чистой энергии. И должен заставить Байдена обсудить то, как Украина с помощью предоставленных Америкой средств и обучения может укрепить свою систему обороны, реформировать вооруженные силы и сдержать российскую агрессию.
Встреча с Байденом предоставляет Зеленскому отличную возможность укрепить отношения между двумя странами. Однако она также станет последним шансом на то, чтобы остановить строительство «Северного потока — 2». Если Зеленский сумеет убедить Байдена, это станет важной победой для всей Европы — победой, которая защитит ее от катастрофической зависимости от российского газа.
Если Зеленскому не удастся этого добиться, единственным победителем во всей этой ситуации станет Россия. И никакая сумма компенсации не сможет этого изменить.