Бывший председатель партии «Истинные финны» (Perussuomalaiset) и экс-министр иностранных дел Финляндии Тимо Сойни (Timo Soini) рассказывает в своих мемуарах, что встречи с его российским коллегой Сергеем Лавровым были для него «невероятным удовольствием».
Сойни говорит, что он встречался с Лавровым в общей сложности 14 раз на двусторонних встречах, а также несколько раз в рамках международных встреч на обедах и ужинах.
«Эти встречи всегда были немного волнительными, на повестке всегда были международные и двусторонние вопросы».
Бутылка водки «Коскенкорва» в качестве сувенира
Первая встреча Тимо Сойни и Сергея Лаврова состоялась в 2015 году в финском городе Оулу.
«Мы выпили по рюмке водки за ужином, и тут Лавров спросил, почему я угощаю его водкой „Финляндия", если можно было выбрать „Коскенкорву". Я подозвал официанта, и оказалось, что на этикетке бутылки действительно было написано „Финляндия"».
Эта история запомнилась Сойни.
«Мы с дипломатическим помощником Юсси Таннером (Jussi Tanner) решили взять бутылку „Коскенкорвы" в качестве сувенира в Белград, где должен был состояться саммит ОБСЕ и следующая встреча с Лавровым. Таннер зашел в Alko, и в начале наших переговоров я подарил Лаврову бутылку „Коссу" в берестяной упаковке. Он обрадовался, и встреча прошла отлично — несмотря на „Коскенкорву"», — пишет Тимо Сойни.
(Alko — финская государственная монопольная компания по изготовлению и продаже алкогольной продукции, Kossu — разговорный вариант названия водки «Коскенкорва», прим. перев.)
«Мы нашли общий язык, но я сумел сохранить деловой настрой. Я знал, что у русских всегда есть свой план, которого они строго придерживаются, а у нас есть свой. И все же здорово, что на серьезных официальных мероприятиях можно немного разрядить атмосферу», — пишет Сойни.
«Я понятия не имел»
По словам экс-министра Тимо Сойни, сотрудники МИД Финляндии Яакко Лехтовирта (Jaakko Lehtovirta), Веса Васара (Vesa Vasara) и Маймо Хенрикссон (Maimo Henriksson) тщательно готовили его к каждому мероприятию.
«Мы изучали перечень тем, я заучивал свои аргументы так, чтобы не приходилось подглядывать в листок, и мы старались подготовить все возможные вопросы».
По воспоминаниям Тимо Сойни, один раз Сергей Лавров застал его врасплох. Это случилось в 2017 году в усадьбе Хайко. Лавров задал Сойни вопрос о захоронениях русских солдат на кладбище Хаутаниеми.
«Я понятия не имел, и тут прямо у меня перед носом вдруг появилась записка от Маймо Хенрикссон, в которой был правильный и четкий ответ в паре предложений. Когда настала моя очередь, я спокойно ответил».
Хорошо подготовленная Хенрикссон знала, что министр не разбирается в этом вопросе, а во время подготовки эта тема не поднималась.
«Благодаря Хенрикссон я дал блестящий ответ, хотя я мог бы дать ей слово, и она бы все озвучила сама», — пишет Сойни.
В перерыве на той встрече Сойни пригласил Лаврова на веранду подышать свежим воздухом.
«Куривший Лавров указал на сотрудницу финского МИД, которая гуляла по берегу: „Тимо, смотри-ка: вон по твоему берегу прогуливается русский шпион". Мы тогда посмеялись от души», — пишет Сойни.
По словам Сойни, таких шуток было достаточно.
«Мне очень запомнилась шутка от Лаврова за завтраком на Аляске, когда Америка была председателем Арктического совета. Это было через неделю после встречи в Хайко. Я спросил у Лаврова, как ему спалось, на что он серьезно ответил: „Тимо, я спал один"».
Проблемы на восточной границе
Во время масштабного миграционного кризиса в Европе осенью 2015 и в начале 2016 года на финских пограничных пунктах пропуска Салла и Райя-Йоосеппи появились просители убежища.
«Россия проверяла Финляндию и хотела заодно щелкнуть по носу Евросоюз и проверить состояние его внешних северных границ. Мы обсуждали эту тему с Сергеем Лавровым, министром внутренних дел Финляндии Петтери Орпо (Petteri Orpo) и его коллегами. Окончательно этот вопрос решили президенты Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) и Владимир Путин. Вся эта ужасная театральная постановка была делом рук русских», — пишет Тимо Сойни.