Соединенные Штаты изображают эту страну как мирную западную демократию, стремящуюся защитить свою территорию и независимость от якобы хищной России. В ходе своего телефонного разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским, который состоялся 2 апреля, президент США Джо Байден «подтвердил неизменную поддержку Соединенными Штатами суверенитета и территориальной целостности Украины перед лицом продолжающейся агрессии России в Донбассе и в Крыму». Байден подчеркнул приверженность своей администрации активизации стратегического партнерства в поддержку плана президента Зеленского по борьбе с коррупцией и реализации программы реформ, основанной на наших общих с Киевом демократических ценностях, которые позволяют обеспечить народу Украины справедливость, безопасность и процветание.
Между тем ключевые представления, лежащие в основе политики Соединенных Штатов в отношении Украины, ошибочны. Внутриполитическое управление в стране характеризуется скорее усиливающимся авторитаризмом, а вовсе не приверженностью демократии, а внешняя политика Киева носит тревожно агрессивный характер по отношению к его гораздо более крупному и сильному соседу. Украина — это одновременно опасный и недостойный партнер для Соединенных Штатов.
Правительство Зеленского не только укрепляет повсеместную коррупцию, которая разъедает Украину с момента обретения независимости, но и все активнее проводит политику, которая подрывает основные гражданские свободы. Зеленский и его сторонники утверждают, что ограничительные меры необходимы, чтобы препятствовать подрывной деятельности России, однако теперь в число мишеней попали классические либеральные фракции, которые не имеют никакой видимой связи с Кремлем. Руководство Соединенных Штатов может попасть в ситуацию, когда они будут оказывать поддержку слабо замаскированной автократии, а вовсе не демократическому правительству.
Хотя тенденции, наблюдаемые внутри Украины, вызывают беспокойство, гораздо большую тревогу вызывают ура-патриотическая риторика и политическая позиция Киева в вопросе отношений с Москвой. Такое развитие событий должно вызывать у Соединенных Штатов нечто большее, чем только лишь академический интерес. Хотя Украина не является членом НАТО и конгресс никогда не просили одобрить какое-либо соглашение (не говоря уже о формальном договоре, требующем двух третей голосов Сената), относясь к Киеву как официальному союзнику Соединенных Штатов, американские официальные лица явно считают эту страну важным политическим партнером и партнером в области безопасности. Администрации Трампа и Байдена неоднократно одобряли продажу оружия Киеву, американские инструкторы обучали украинские войска, а вооруженные силы США (наряду с подразделениями из других стран НАТО) несколько раз проводили совместные военные учения со своими украинскими коллегами. Коротко говоря, руководство Соединенных Штатов рассматривает Украину как полноценного, хотя и только фактического союзника.
Однако на самом деле Киев не союзник. Украина — это слабая страна, зависящая от Соединенных Штатов в области безопасности и имеющая явно враждебные отношения с Россией. Но лидеров Украины не останавливает ограниченность их страны в военной области. В конце августа Украина провела свой первый военный парад за несколько лет, отметив таким образом 30-летие своей независимости, и заявила, что она вернет себе Крым, аннексированный Россией в 2014 году, а также территории на востоке Донбасса, которые находятся под контролем поддерживаемых Кремлем сепаратистов. В официальном документе об оборонной стратегии страны, принятом в марте, эти задачи прописаны непосредственным образом.
Более того, цель выглядит более чем риторической. Весной 2021 года Киев начал переброску войск и танков в сторону Крыма для проведения военных учений. Россия ответила собственными крупномасштабными перебросками войск, после чего начал нарастать военный кризис, в который Соединенные Штаты и НАТО вполне могли оказаться втянутыми. К счастью, здравый смысл возобладал, и обе стороны начали отступать, но Крым и прилегающие районы остаются тревожными очагами напряженности.
Украина ведет себя подобным образом, ожидая, что Соединенные Штаты и НАТО поддержат ее в случае необходимости. В августе Зеленский выступил на открытии саммита «Крымская платформа» — встрече представителей 46 стран, которую Киев организовал ради усиления международного давления на Россию. В ходе саммита акцент был сделан на усилении дипломатической поддержки Украины, сопровождаемом ужесточением санкций против России, чтобы заставить Москву отказаться от аннексированного ей Крыма. Но украинский лидер заявил, что это также проблема безопасности. Он подчеркнул, что «оккупация Крыма ставит под сомнение эффективность всей системы международной безопасности».
Если Соединенные Штаты и дальше будут поддерживать нереалистичные территориальные амбиции Украины, это будет неразумно и опасно. Между тем желание поддержать заявку Киева на членство в НАТО, которое демонстрировали все администрации США, начиная с Джорджа Буша-младшего, еще более безрассудно. Отношение к Украине как к союзнику создает серьезные и растущие опасности для американского народа. Единственное, что хуже слабого и уязвимого клиента в области безопасности, — это слабый, уязвимый клиент, стремящийся вести агрессивную политику, которую он не в силах поддерживать собственными военными ресурсами, и вместо этого ожидающий поддержки от своего могущественного благодетеля. В 1914 году Сербия втянула царскую Россию в свои безрассудные устремления и спровоцировала масштабный конфликт, который уничтожил ее покровительницу и множество других стран. Учитывая поведение Киева, можно сказать, что Украина вполне может стать Сербией 2020-х годов. Администрация Байдена не должна повторить ошибки русского царя и попасть в подобную ловушку. Вашингтону следует отказаться от активной поддержки Украины и позволить ей самой защищать себя.
Тед Гален Карпентер — старший научный сотрудник по вопросам обороны и внешней политики в Институте Катона, пишущий редактор издания National Interest, автор 12 книг и более 950 статей, посвященных международным отношениям