Несмотря на ухудшение отношений между Соединенными Штатами и Россией, есть некоторая надежда на то, что новые формы «вакцинной дипломатии» могут вновь набрать силу. Состоявшийся в июне 2021 года в Женеве саммит между президентом Байденом и президентом России Владимиром Путиным показывает, что две страны открыты для диалога на высоком уровне.
Однако, как показывает история, для укрепления связей во имя глобального здравоохранения можно сделать намного больше. Десятилетия назад в разгар холодной войны Соединенные Штаты и Советский Союз удивительным образом работали вместе над тем, чтобы победить полиомиелит и натуральную оспу. Их совместные действия позволили миллионам людей по всему миру избежать смерти.
До кончины Иосифа Сталина в 1953 году научные контакты между США и Советским Союзом оставались ограниченными, несмотря на рост случаев заражения полиомиелитом в обеих странах. Затем во время хрущевской оттепели отношения между Советским Союзом и Западом улучшились. С середины 50-ых годов Хрущев начал реформу культуры и общества, направленную на «мирное сосуществование» с Западом и окончание репрессивной сталинской эры.
Оттепель открыла путь для более тесного сотрудничества между учеными. Альберт Сейбин (Albert B. Sabin) был ведущим американским вирусологом. Со своим советским коллегой Михаилом Чумаковым он познакомился в 1956 году, когда оба ученых с одобрения правительства посетили страны друг друга с целью сотрудничества в борьбе с полиомиелитом. Они осознавали ценность совместной работы, поскольку угроза инфекционных заболеваний преодолевает рамки раскола между Востоком и Западом.
В разгар напряженности холодной войны и несмотря на неё Соединенные Штаты и Советский Союз занимались вакцинной дипломатией. Определенные ключевые факторы сыграли роль в развитии научного сотрудничества в эпоху Хрущева. Одним из таких факторов стало подписанное в 1958 году Соглашение Лэйси — Зарубина, которое поощряло официальный двусторонний обмен в науке, технологиях, искусстве и других областях. Это соглашение создало важнейшую структуру для сотрудничества в сфере общественного здравоохранения.
Сейбин создал пероральную вакцину против полиомиелита и отправил свои штаммы вируса Чумакову, находившемуся по другую сторону железного занавеса. Живая вакцина Сейбина могла иммунизировать миллионы людей быстрее и дешевле, чем «убитая» вакцина Джонаса Солка (Jonas Salk), а сотрудничество с Чумаковым гарантировало, что она окажет долгосрочный глобальный эффект. Используя присланные Сейбином штаммы вируса Чумаков создал и испытал пероральную вакцину на десяти миллионах людей по всему Советскому Союзу в 1959 году.
Свое письмо, написанное в декабре 1959 года, Чумаков начал словами «мой дорогой доктор Сейбин», что отражает теплые личные отношения между специалистами: «Я рад сообщить вам, что ваша вакцина одерживает новые победы в нашей стране. Количество вакцинирований неуклонно растет, что говорит о простом факте: большом преимуществе живой пероральной вакцины над убитой». «Доказательства эпидемиологический эффективности массовой вакцинации постоянно увеличиваются», — продолжал он.
В 1960 году около 100 миллионов людей в восточном блоке, в том числе целых 77 миллионов людей младше 20 лет в Советском Союзе, были вакцинированы. Хотя полиомиелит поражает прежде всего детей до пяти лет, дети старше этого возраста и взрослые также могут заразиться.
Эффект от сотрудничества между Сейбином и Чумаковым вышел далеко за пределы границ Восточной и Центральной Европы. К примеру, азиатские страны, в том числе Япония, получили вакцину от Советского Союза. В 1962 году пероральная вакцина против полиомиелита получила в Соединенных Штатах федеральную лицензию.
Когда десятилетие спустя Сейбин принял альтруистическое решение пожертвовать свои штаммы Всемирной Организации Здравоохранения, глобальный доступ к вакцине увеличился. В 1984 году вакцина была широко распространена в Соединенных Штатах, Советском Союзе, Китае и других «странах с умеренным климатом и общей численностью населения в почти два миллиарда человек». Вакцина не была настолько распространена в странах с тропическим и субтропическим климатом. Четыре года спустя Всемирная ассамблея здравоохранения запустила глобальную инициативу по искоренению полиомиелита. Инициатива была настолько успешна, что сегодня эпидемия полиомиелита идет только в двух странах: Афганистане и Пакистане.
Кампания по борьбе с полиомиелитом не была разовым сотрудничеством. В 60-е годы Соединенные Штаты обеспечивали финансирование, в то время как Советский Союз разрабатывал лиофилизированную вакцину против натуральной оспы и производил 450 миллионов доз для развивающихся стран по всему миру. К концу 70-х годов во многом благодаря этим усилиям натуральная оспа стала считаться искорененной. За относительно короткий период времени Соединенные Штаты и Советский Союз стали лидерами в сфере глобального здравоохранения, защищая людей по всему миру от инфекционных заболеваний.
Сегодня история советско-американского сотрудничества в борьбе с полиомиелитом и натуральной оспой во многом забыта, и частично из-за растущей в последние годы напряженности между США и Россией.
В десятилетия, последовавшие после распада Советского Союза, США и Россия пытались поощрять сотрудничество в сфере общественного здравоохранения. В 2009 году Барак Обама и Дмитрий Медведев, занимавшие в то время посты президентов, создали Двустороннюю Президентскую комиссию (ДПК), чтобы стимулировать диалог и укреплять сотрудничество посредством рабочих групп по ключевым сферам российско-американских отношений, в том числе, в области здравоохранения. Два года спустя обе стороны подписали Протокол о намерении сотрудничать в деле глобального искоренения полиомиелита, показав, что наследие сотрудничества в борьбе с полиомиелитом живет. Однако «перезагрузка» между США и Россией долго не продлилась. В результате кризиса на Украине США приостановили действие ДПК.
Когда в 2019 году, пять лет спустя, появился новый коронавирус SARS-CoV-2 и вызвал пандемию, отношения США и России находились на низком уровне. Хотя лично президент Дональд Трамп благоговел перед Путиным, вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 и 2020 годах и тот факт, что Соединенные Штаты продолжили вводить санкции против России, а также другие факторы привели к дальнейшей эскалации напряженности. Обе страны были не готовы и даже не желали оставить в стороне свои разногласия, чтобы эффективно начать вакцинную дипломатию, что говорило об отходе от коллективных усилий времен разгара холодной войны.
Успех американо-советского сотрудничества в борьбе с полиомиелитом в конце 50-х и в 60-х годах резко контрастирует с отсутствием сотрудничества между США и Россией в нынешней пандемии коронавируса. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на 31 августа 2021 года в США в общем насчитывается 38 666 040 новых случаев заражения коронавирусной инфекций и 632 983 летальных исхода, в России же насчитывается 6 918 965 случаев заражения и 183 224 смертей.
Несмотря на опустошающее влияние пандемии на обе страны и мир в целом, двусторонняя напряженность препятствует совместным усилиям по разработке и дистрибуции вакцин. И хотя Россия экспортирует свою вакцину «Спутник V» по всему миру, нежелание прививаться и дефицит усложнили попытки вакцинировать людей внутри страны.
В то время как половина населения США уже полностью привита, многие американцы до сих пор с недоверием относятся к вакцине, а США препятствуют глобальным усилиям по сдерживанию распространения коронавируса, накапливая у себя вакцины. Помимо нынешней пандемии США и Россия могут также совместно работать над разработкой вакцин против лейшманиоза, вируса лихорадки Западного Нила и других заболеваний. Помимо этого, восстановление ДПК или создание новых структур для содействия сотрудничеству последует историческому прецеденту, успех которого доказан.
Вероятно, многие люди не знают, что на фоне холодной войны США и Советский Союз занялись вакцинной дипломатией и вместе спасли миллионы жизней.
Примечание: мы члены исторической рабочей группы Стэнфордского российско-американского форума. Эта статья основана на масштабном исследовательском проекте нашей команды, посвященном американо-советской вакцинной дипломатии и отсутствию американо-российского сотрудничества сегодня.