Президент США Джо Байден по итогам встречи с украинским коллегой Владимиром Зеленским заявил, что если Россия ужесточит агрессию против Украины, то американцы введут санкции против «Северного потока — 2». До тех пор же трубопровод, который сократит транзит через украинскую ГТС в три раза, сможет работать.
При этом накануне Зеленский в разговоре с журналистами отметил, что хотел бы договориться о «конкретных вещах и гарантиях со стороны США». Получилось ли, и чем вообще Штаты могут помочь Украине в ситуации с «Северным потоком — 2» — узнавал «Обозреватель».
Как США может повлиять на «Северный поток — 2»?
Хотя США не принимают участия в проекте «Северный поток — 2», но тем не менее, именно от них изначально зависело — будет ли газопровод достроен или нет. В частности, в конце 2019-го, вследствие американских санкций строительство удалось временно приостановить. Но после выборов в США укладку труб снова продолжили.
В мае 2021-го строительство газопровода должно было полностью прекратится, ведь США собирались ввести санкции против компании-оператора проекта Nord Stream 2 AG и ее исполнительного директора Маттиаса Варнига. Но в последний момент от санкций отказались. Сейчас, по данным российской стороны проект завершен на 99%.
Как рассказывает директор по интегрированным коммуникациям «Нафтогаз Украины» Максим Билявский, факт достройки «Северного потока — 2» на 99% еще не значит, что его нельзя остановить.
«Есть еще вопросы страхования, сертификации, продувки, проверки объектов инфраструктуры. На каждом этапе должны быть применены как санкции, так и другие юридические инструменты».
В свою очередь директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев уверен, Америка хоть и может повлиять на «Северный поток — 2», но не будет этого делать:
«Америка могла повлиять на ситуацию ценой ухудшения отношений с ЕС, в частности с Германией. Но за счет отказа от влияния они получили другие преимущества».
Что теряет Украина от запуска потока?
За последние годы украинскую ГТС, которая была фактически монопольным поставщиком российского газа в Европу, обошли и с юга («Турецкий поток»), и с севера («Северный поток»). Это сократило транзит через украинскую ГТС до исторического минимума: 40 миллиардов кубометров уже в этом году. Для сравнения, в 2020-м было 55,8 миллиардов, а в 2019-м — 89,6 миллиардов кубометров. Запуск же «Северного потока — 2» сделает транзит еще меньше.
Как заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко, даже если новый газопровод будет использоваться на 50%, как того требует Третий энергопакет ЕС, это может сократить транзит украинской ГТС до 18 миллиардов кубометров. Такого объема критически мало. Если же транзит упадет до 15 миллиардов кубометров в год — Украина вообще не сможет содержать свою ГТС.
Чего ждала украинская сторона от США?
Как подчеркивает Билявский, сейчас Украина ожидает от США не декларативных обещаний, а конкретных шагов. Ведь сотрудничество США и Украины усиливает безопасность на Европейском континенте и сохраняет демократические ценности.
«Мы рассчитываем на то, что заявления представителей США об их несогласии с проектом „Северный поток — 2" будут иметь конкретные последствия… Россия уже готовится к шантажу Европы. Все видят, как „высушиваются" хранилища газа,» — говорит Белявский.
Хотя Америка ранее «сдала назад» касательно санкций, Билявский уверен, вопрос с запуском «Северного потока — 2» еще не закрыт.
Будут ли гарантии?
В заявлении украинской и американской сторон, которое опубликовано на сайте Офиса Президента по результатам переговоров, касательно «Северного потока — 2» лишь общие фразы:
«Соединенные Штаты намерены продолжать применение предусмотренных законодательством мер и энергетической дипломатии, в том числе путем недавнего назначения старшего советника по вопросам энергетической безопасности, с целью сохранения транзитной роли и обеспечения безопасности поставок Украины в этот переходный энергетический период, а также недопущения использования Кремлем энергетики как геополитической оружия», — говорится в заявлении.
Президент Зеленский во время брифинга также отметил, Джо Байден «лично гарантирует» введение санкций против «Северного потока — 2». Но не сейчас, а в случае «опасной ситуации»:
«Пока мы находимся на той стадии, где президент Байден лично гарантирует, что если со стороны Российской Федерации или со стороны других представителей, других сторон «Северного потока — 2» в случае его запуска, если со стороны этих стран будут затронуты какие-то вещи, которые предусматривают опасную ситуацию через энергетические проблемы для Украины, США гарантируют введение санкций против «Северного потока — 2».
Можно ли считать это гарантией транзита? Сомнительно. Ведь в случае нарушений, введение санкций может ударить по России, но транзит Украине это вряд ли вернет.
«Не знаю, чего ждал президент Украины от встречи в Белом доме, но Америка нам никогда не собиралась предоставлять гарантии. — говорит Рябцев. — Какой смысл США связывать себя обязательствами в отношении проекта, к которому они не имеют никакого отношения?».
На официальном уровне Украина продолжает отстаивать необходимость прекращения проекта «Северный поток — 2». США ее также поддерживают, но пока только на словах. Встреча глав государств подтвердила: Америка не намерена отступать от «дипломатического пути» и реальных шагов касательно «Северного потока — 2» снова ждать не приходится.