Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) сотрудничают в ряде областей и вместе выступают за реформу управления мировыми процессами. Их голос в этом деле весом и существен. Однако из-за их довольно вялой кооперации в таком важном деле, как вакцинация населения от covid-19, это объединение упустило важную возможность. Оно не смогло дать решительный коллективный ответ на вызов глобального кризиса.
Пандемия сильно ударила по БРИКС. Индия зарегистрировала самое большое количество заражений ковидом в группе БРИКС (и второе по величине в мире, уступив лишь Соединенным Штатам). Страна зарегистрировала 32,2 миллиона случаев на момент написания статьи.
В Бразилии зарегистрировано 20,3 миллионов случаев заболевания; в России — 6,6 млн.; в Южной Африке — 2,6 миллиона человек, а в Китае (страна, где зародилась пандемия) — менее 100 000 человек. Общее число смертей от вируса в пяти странах БРИКС в настоящее время составляет 1,25 миллиона, и 80% этих смертей приходятся на Бразилию и Индию.
Такое большое число жертв, а также тот факт, что богатые страны G7 закупили более трети мировых поставок вакцин — несмотря на то, что они составляют всего 13% населения мира — должны бы побудить страны-члены к укреплению сотрудничества между странами БРИКС. Однако, как недавно отметил Вишвас Сатгар из Университета Витватерсранда (ЮАР) во время вебинара, организованного Политическим центром БРИКС: «Они показали расхождения, несоответствия и отсутствие сотрудничества».
Страны БРИКС — не новички в так называемой вакцинной дипломатии. Есть у них и опыт в налаживании сотрудничества в исследованиях и инновациях, в том числе, и в вакцинах. Например, во время председательства ЮАР в блоке в 2018 году правительство ЮАР предложило создать Объединенный центр исследований вакцин. Эта идея стала частью вызвавшей большие надежды Йоханнесбургской декларации стран БРИКС, принятой в 2010 году.
Были надежды, что страны БРИКС будут работать вместе, тесно сотрудничая в разработке вакцин и в продвижении иммунизации, но задуманный Объединенный центр так и не стал реальностью.
В августе 2020 года Россия стала первой страной в мире, зарегистрировавшей вакцину-кандидата на центральную роль в борьбе против covid-19, а спустя три месяца стала первой среди стран БРИКС, запустившей вакцину с формулой высокой эффективности, а именно препарат Sputnik V. Согласно различным исследованиям, он обладает 92-процентной эффективностью против коронавируса. Однако критики поставили под сомнение подозрительно быстрый темп российских клинических испытаний, а также отсутствие прозрачности в отношении необработанных данных. А Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пока не одобрила российскую вакцину.
Среди других стран БРИКС вакцине Sputnik также не сразу доверились. Национальное агентство по надзору за здоровьем Бразилии первоначально заблокировало Sputnik V, ссылаясь на некие данные, указывающие на неблагоприятные побочные эффекты. В июне 2021 года, однако, бразильское ведомство отменило это свое решение и разрешило импорт 928 000 доз. Индия получила 125 миллионов доз в мае 2021 года.
Южноафриканский орган по регулированию медицинских препаратов (SAHPRA) не разрешил использование Sputnik V и пока ожидает дальнейших данных от Российского национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи.
Несмотря на то, что SAHPRA находится под растущим давлением со стороны левой южноафриканской Партии борцов за экономическую свободу (ПБЭС), выступающей за одобрение «незападных» вакцин от covid-19, медицинское агентство ЮАР по-прежнему выступает только за западные вакцины. Оно остается непоколебимым в своем научно обоснованном подходе и свободным от политического влияния или давления.
Для разнообразия ВОЗ одобрила китайские Sinopharm и Sinovac, включив их в свои списки допустимых в чрезвычайных ситуациях вакцин в мае и июне 2021 года соответственно. Бразилия участвовала в испытаниях Sinovac и, получив положительные результаты, продолжила использовать эту вакцину.
Но, хотя Генеральный контролер лекарственных средств Индии объявил в июне, что одобренные ВОЗ вакцины больше не будут требовать испытаний после утверждения, а также не будут проходить новые испытания в Индии, пока неясно, будет ли страна включать две китайские вакцины в свою программу иммунизации.
Южная Африка также дала зеленый свет Sinovac для использования в июле 2021 года, но еще не объявила о каких-либо планах покупки самих доз. Несмотря на имеющиеся у нее мощности для производства вакцин, Индия вакцинировала только 8,8% своего населения против covid-19, в то время как 22% получили одну дозу.
Вместо этого ВОЗ одобрила китайские Sinopharm и Sinovac, включив их в свои списки вакцин для использования в чрезвычайных ситуациях в мае и июне 2021 года соответственно. Бразилия воспользовалась этим шансом от ВОЗ, плюс страна воспользовалась тем, что сама участвовала в испытаниях Sinovac на своей территории. Получив положительные результаты, Бразилия просто продолжила использовать уже знакомую вакцину.
Необходимо также учитывать производственную ситуацию. На Индию приходится 50% всех дозовых поставок во всем мире, и Институт сыворотки Индии (крупнейший в мире производитель) работал с Оксфордским университетом над производством Covishield, местной версии оксфордской вакцины AstraZeneca. Но, несмотря на производственные мощности, Индия привила две дозы против covid-19 только 8,8% своего населения, в то время как 22% получили пункцию.
Кроме того, компания Biovac, штаб-квартира которой находится в Кейптауне, начнет производство компании Pfizer-BioNTech в 2022 году для дистрибуции в Африке. Но в настоящее время только 6,9% южноафриканцев полностью защищены от нового коронавируса, а еще 5,6% получили хотя бы одну дозу. Biovac станет «центром обращений», заполняя имеющийся дефицит до того, как вакцины в массовом порядке достигнут намеченных мест назначения.
Производители в Индии и Южной Африке подписали технологические соглашения со своими западными партнерами, но не имеют никаких патентов. В попытке решить эту проблему, еще до заключения этих соглашений, в октябре 2020 года правительства обеих стран вышли с инициативой во Всемирную торговую организацию (ВТО), предлагая снять те ограничения на использование «антиковидных» технологий (включая вакцины), которые связаны с защитой интеллектуальной собственности.
Однако министры иностранных дел стран БРИКС так и не договорились коллективно поддержать это предложение до июня 2021 года. Лед тронулся только через восемь месяцев после того, как эта идея была озвучена. Ранее Китай и Россия хранили молчание по этому вопросу, в то время как Бразилия, как указывает эксперт по БРИКС Карин Коста Васкес, была и вовсе единственным членом группы, который открыто выступал против этой идеи, действуя в прямом союзе с бывшим президентом США Дональдом Трампом.
Позиция Бразилии изменилась, давая возможность производить вакцины без «копирайтных» выплат, только в начале 2021 года, после того как Индия заявила, что начнет отправлять свои вакцины в ключевые страны-партнеры. К тому же администрация президента США Джо Байдена заявила о своей поддержке предлагаемого исключения вакцин из списка объектов защищаемой интеллектуальной собственности.
Таким образом блок БРИКС еще раз упустил возможность подтвердить делом свое предложение провести реформу управления мировыми делами. Блок также поставил под сомнение свою готовность реагировать на возникающие вызовы.
В настоящее время роль Индии и Южной Африки в производстве вакцин не должна отвлекать их от реализации их важного предложения в ВТО — предложения о снятии защиты интеллектуальной собственности с технологий по производству вакцин. Аналогичным образом страны БРИКС должны уделять приоритетное внимание созданию Центра исследований вакцин в целях укрепления сотрудничества в этой области.
Еще неизвестно, добьются ли они успеха. Пандемия проверила коллективную силу стран БРИКС. Увы, в значительной степени проверка застала их не в самой сильной позиции. Поэтому блок упустил возможность подкрепить своим примером собственные идеи насчет реформы международного управления. Эта неудача также поставила под сомнение способность БРИКС реагировать должным образом на возникающие критически важные глобальные вызовы.
Луанда Мпунгосе является сотрудником Африканской программы по вопросам управления и дипломатии в Южноафриканском институте международных отношений.