С тех пор как «Талибан» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) за короткое время взял под контроль столицу Афганистане, на международной арене началась новая эра. Относительно захвата власти талибами озвучиваются разные мнения. Одни эксперты говорят, что «США потерпели поражение перед "Талибаном"», тогда как другие — убеждены в том, что «США развернули новую игру по дестабилизации региона». Но что на данный момент можно сказать наверняка: события в регионе повлияют не только на Афганистан и его ближайшие границы, но и на судьбу евразийского пространства.
Регионом, который будет больше всего затронут событиями в Афганистане, является Центральная Азия. Напомним, что США хорошо понимали значение Афганистана в период холодной войны, строили планы окружения СССР. Афганистану, занимающему важное место в «теории дуговой земли» Николаса Спайкмена (Nicholas Spykman), также придавал большое значение советник президента США Джимми Картера (Jimmy Carter) по национальной безопасности Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski). С вмешательством СССР в Афганистан в 1979 году Бжезинский уделял большое внимание деятельности джихадистских группировок в регионе и, по его собственному выражению, стремился «создать советский Вьетнам». Когда СССР ушел из Афганистана через десять лет, потерпев поражение, это также ускорило распад Советов.
Центральная Азия после холодной войны
С окончанием холодной войны, помимо четырех тюркских республик Центральной Азии, таких как Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, независимость обрел и Таджикистан, где проживает значительное количество тюркского населения. Джихадистские группировки из Афганистана также пытались действовать в этих странах. Основанный в 1994 году «Талибан» правил Афганистаном в 1996-2001 годах и основал исламский эмират. В то время в регионе набрали силу исламистские движения. Влияние исламистских группировок особенно усилилось в граничащих с Афганистаном Таджикистане, Узбекистане, Киргизии.
В Таджикистане после обретения независимости, в 1992-1997 годах, вспыхнула гражданская война между коммунистической администрацией и исламистскими группировками. В Узбекистане, особенно в Ферганской области, где были сосредоточены консервативные силы и исламистские движения, исламистская оппозиция строила планы по свержению правительства. Эти планы были сорваны усилиями президента Узбекистана Ислама Каримова. Для России эти движения также представляли серьезную угрозу безопасности. Владимир Путин, ставший президентом после Бориса Ельцина, выразил обеспокоенность так: «Нам не нужен второй Афганистан в Средней Азии». Россия в борьбе с радикальными джихадистскими группировками развивала отношения с республиками Центральной Азии. Хотя после 11 сентября 2001 года между Россией и США имело место краткосрочное сотрудничество в рамках совместной борьбы с терроризмом, через некоторое время параллельно со сближением России и Китая влияние США в Центральной Азии ослабло.
Будут разжигать нестабильность
В новый период сосредоточение «Талибаном» власти в своих руках заставит тюркские республики Центральной Азии делать новые ходы в отношении Афганистана. В 1996-2001 годах против «Талибана», который при своей исламской структуре проповедует пуштунский национализм, в регионе на севере Афганистана, называемом Южным Туркестаном, населенном преимущественно узбеками и туркменами, было организовано крупное сопротивление под руководством Абдул-Рашида Дустума (Abdürreşid Dostum), узбека по происхождению. С мая этого года поступали сообщения о столкновениях между «Талибаном» и отрядами под руководством маршала Дустума в регионе.
Хотя «Талибан» дает сигналы о намерении отдавать приоритет гармоничным отношениям с Россией и Китаем, из-за борьбы, которую Россия вела с джихадистскими группировками в Афганистане в прошлом, и чувствительности Китая к Синьцзян-Уйгурскому автономному району Россия, Китай и республики Центральной Азии будут максимально наращивать свои отношения прежде всего с военной точки зрения, с точки зрения безопасности.