-
С момента ее покупки Аляска служила важным аванпостом Соединенных Штатов в Арктике.
-
По мере того, как Арктика становится все более доступной, а конкуренция с Россией и Китаем усиливается, ценность Аляски продолжает расти.
-
Вооруженным силам США хорошо известно о стратегической важности Аляски, поэтому они повышают ставки.
В августе исполнилось 78 лет с момента окончания Алеутской операции — битвы продолжительностью в целый год, которая разворачивалась вдоль цепи островов, простирающихся от Аляски через северную часть Тихого океана.
Острова Атту и Кыска стали единственной территорией, относящейся к Северной Америке, которая была захвачена в период Второй мировой войны. И, чтобы их отвоевать, потребовалось вести жестокие сражения в чрезвычайно суровых условиях.
Об этой битве уже практически забыли, однако таяние Арктики и обостряющаяся конкуренция с Россией и Китаем означают, что Аляска будет играть все более важную роль в военном планировании Соединенных Штатов.
Японские войска двинулись к Алеутским островам в мае 1942 года, намереваясь отвлечь американцев от основной атаки, целью которой был Мидуэй. Японцы потерпели поражение в битве за Мидуэй, однако высадка десанта на островах Атту и Кыска продолжилась в июне 1942 года. В конечном счете там было собрано несколько тысяч японских солдат.
Большую часть 1942 года вооруженные силы Соединенных Штатов были сосредоточены на других участках Тихого океана, но весной 1943 года начались операции по возвращению этих островов.
Японцы воспользовались особенностями сурового ландшафта, чтобы организовать оборону. Это стало одним из самых смертоносных сражений в Тихом океане — бои велись в условиях густого тумана и сильнейших ветров, — но к концу августа 1943 года американские военные отвоевали оба острова.
В период холодной войны внимание военных на Аляске переключилось на противовоздушную оборону. По всему штату и в северной части Канады были развернуты базы, где находились бомбардировщики и другие самолеты, а также радиолокационные посты и системы раннего предупреждения.
После окончания холодной войны российские вооруженные силы пришли в упадок, однако по мере ухудшения отношений с Соединенными Штатами Москва начала восстанавливать свою армию.
Патрули российской дальней авиации вокруг опознавательной зоны ПВО Аляски — эта зона окружает штат, но не является частью воздушного пространства Соединенных Штатов, — возобновились в 2007 году. Американские чиновники сообщили, что в этом году число перехватов самолетов российской дальней авиации достигло самого высокого уровня со времен холодной войны.
Интенсивность операций российского флота у берегов Аляски тоже выросла. В августе глава Северного командования США генерал ВВС Глен Ванхёрк (Glen VanHerck) сказал, что в конце 2021 года Россия планирует провести масштабные военные учения, «несомненно, призванные продемонстрировать Соединенным Штатам и другим странам ее влияние».
Китай тоже демонстрирует растущие амбиции в Арктике, нацелившись на ее природные ресурсы и стремясь выстроить там свою инфраструктуру, которую, как некоторые опасаются, можно будет использовать в военных целях. Пекин объявил себя «околоарктическим государством» — американские чиновники часто отвергают это название.
Впервые китайские корабли были замечены у берегов Аляски в сентябре 2015 года, а китайские ледоколы сейчас все чаще появляются в Арктике, зачастую проходя через Берингов пролив.
Китайское руководство «действительно считает этот регион важным для долгосрочных экономических интересов и интересов безопасности Китая», как сказал этой весной глава Аляскинского командования генерал ВВС Дэвид Крамм (David Krumm).
Китай вкладывает средства в российский Северный морской путь, а также в научные исследования, проводимые в этом регионе. По словам Крамма, в 2020 году новейший китайский ледокол Xue Long 2 «находился здесь все лето, проводят исследования».
Стратегическая значимость Аляски в системе обороны уже давно очевидна — в 1935 году генерал ВС США Билли Митчелл (Billy Mitchell) назвал Аляску «самым важным стратегическим местом в мире», — и недавние события в очередной раз об этом напомнили.
В июле министр обороны США Ллойд Остин (Lloyd Austin) посетил Аляску, назвав эту поездку «напоминанием о том, насколько важную стратегическую роль Аляска играет в системе нашей национальной безопасности и обороны».
Аляска связывает Соединенные Штаты с Индо-Тихоокеанским регионом и Арктикой. По словам Остина, «именно отсюда мы можем проецировать силу в оба этих региона, и именно здесь мы должны быть способны защитить себя от угроз, исходящих из этих двух регионов».
Таяние арктического морского льда «открывает этот регион для судоходства — и для усиления конкуренции», как отметили представители ВМС, корпуса морской пехоты и береговой охраны в совместно разработанной морской стратегии, которая была обнародована в декабре 2020 года.
Каждый из этих родов войск концентрирует все больше ресурсов и времени на арктических территориях в районе Аляски.
У береговой охраны США есть всего два старых ледокола, и ей приходится их использовать — в том числе для транзита через Северо-Западный проход, — пока новые ледоколы строятся.
Военно-морские силы США увеличили свое присутствие вокруг Аляски — авианосцы ходили туда для проведения учений в 2019 и 2021 годах. Кроме того, сейчас ведутся работы по обеспечению действий ВМС, включая строительство глубоководного порта в Номе — порта, который станет первым в американской морской Арктике.
В прошлом году высокопоставленный офицер ВМС США адмирал Майкл Гилдей (Michael Gilday) сказал, что, по его мнению, Берингов пролив станет «таким же стратегически важным, как Малаккский и Ормузский проливы».
У корпуса морской пехоты нет регулярных частей на Аляске, однако его командование разрабатывает планы активизации своей деятельности там.
Действующие и бывшие офицеры морской пехоты призывают к увеличению присутствия корпуса на Аляске. Один офицер даже назвал Алеутские острова «идеальной территорией» для проверки потенциала экспедиционных войск.
ВС США стали уделять повышенное внимание Арктике, и в Арктической стратегии армии США, опубликованной в этом году, подчеркивается необходимость укрепления потенциала на Аляске.
«Мне кажется, сейчас прекрасное время для того, чтобы находиться на Аляске и ехать на Аляску. Это феноменальное место для жизни, и армия вкладывает в него средства», — сказал весной этого года генерал-майор Питер Андрузяк (Peter Andrysiak), который в тот момент был главой армии США на Аляске.
Самыми многочисленными силами на Аляске является американская военная авиация, в ведении которой находятся 80% ресурсов Пентагона в этом штате.
И ее присутствие растет. Когда на авиабазе Эйлсон будет развернуто более 50 самолетов F-35, а на объединенной базе Элмендорф-Ричардсон будет развернуто более 50 самолетов F-22, Аляска станет штатом с самой высокой концентрацией истребителей пятого поколения.
На Аляске также находится Объединенный тихоокеанский полигонный комплекс Аляски (Joint Pacific Alaska Range Complex), где американские военные и военные других стран проходят подготовку в арктических условиях на суше, в воде и в воздухе.
В этом полигонном комплексе руководство ВВС планирует усовершенствовать потенциал «репликации угроз» до уровня 4, однако это будет сделано не раньше 2032 года.
Космические силы США тоже присутствуют на Аляске, хотя и не в таком большом количестве. Они находятся на недавно переименованной радиолокационной станции Clear Space Force Station. Там развернута радиолокационная станция большой дальности (Long Range Discrimination Radar), которая способна распознавать угрозы в небе и в космосе.
«В настоящее время мы осуществляем лучеиспускание, то есть радар работает и выполняет свою функцию, мы осуществляем калибровку на малых мощностях, и мы скоро многое узнаем», — сказал в июне адмирал Джо Хилл (Jon Hill), директор Агентства по противоракетной обороне.
На одном мероприятии в июле генерал-лейтенант Клинтон Хайноут (Clinton Hinote), заместитель начальника штаба ВВС США по стратегии, интеграции и техническим требованиям, признал, что те, кто работает над вопросами, касающимися Аляски, наверное, уже устали слушать о высказывании Митчелла, однако оно сохраняет свою актуальность.
«Аляска занимает особое место, если мы говорим о проецировании силы и обороне страны, — сказал Хайноут. — Есть масса вещей касательно этой территории, которые мы считаем очень важными, и мы наращиваем свое военное присутствие там».