The Economist справедливо замечает, что говоря о компании Apple, трудно избежать превосходной степени. Apple — одна из самых дорогих мировых компаний с рыночной стоимостью в 2,5 триллиона долларов, из которых более 80% аккумулировано за время пребывания в должности генерального директора Тима Кука (Tim Cook). Британские эксперты уверено говорят, что ни один другой руководитель компании не сделал бы для акционеров столько, сколько сделал Тим Кук, который на этой неделе отмечает десятую годовщину нахождения в должности и может с удовлетворением оглянуться назад.
Он не стал подражателем, а просто взял творение Стива Джобса и сделал его ещё лучше и больше. В существенной мере этот успех был достигнут благодаря поддержанию инновационной деятельности Apple и бренда компании. Авторы статьи отмечают, что при этом Тим Кук, который планирует оставаться во главе компании ещё 5 или более лет, извлек максимальную пользу из эпохи открытого, глобального капитализма, которая постепенно уходит в прошлое. Поэтому то, как он справится с новыми условиями, сформирует следующую эпическую главу в истории Apple.
Даже по стандартам других технологических гигантов Apple, учреждённая в 1977 году, старше всех других техногигантов, и совершенно неординарная компания. Её главный бизнес — продажа аппаратного оборудования; компанию контролируют инвесторы, а не учредители; она шире представлена на мировом рынке, с более высокой долей продаж за пределами своего внутреннего рынка, чем Alphabet, Amazon, Facebook, Microsoft, Alibaba или Tencent. Под руководством Тима Кука компания следует четырем тенденциям. Во-первых, глобальная система производства: Apple создала огромную производственную сеть, в центре которой находится Китай, а компоненты поступают со всего мира. Этот механизм задействован и в преддверии выпуска нового iPhone 13 в следующем месяце, объем продаж которого, как ожидается, составит около 90 миллионов. Вторая большая тенденция: Apple сорвала большой куш на китайских потребителях, используя наемных китайских рабочих. За последние 10 лет ее годовой объем продаж в Китае вырос примерно в пять раз и составил 60 миллиардов долларов, что больше, чем у любой другой западной компании.
Apple начала процветать в эпоху, когда правительства были лояльны к компаниям с высокой долей рынка. В то время, как сектор мобильных телефонов был достаточно жестким, — авторы напоминают историю взлета и падения BlackBerry, — и до сих пор является весьма конкурентным на рынке дешевых телефонов, компания Apple занимает доминирующее положение в производстве операционных систем и лидирует в Америке с долей рыночных доходов, превышающей 60%. Вместо того, чтобы конкурировать с технологическими гигантами, компания получает огромные платежи от Google в обмен на то, чтобы сделать его поисковой системой iPhone.
Однако, как считает The Economist, эти четыре тенденции становятся всё менее благоприятными. Геополитическая напряженность ставит под угрозу глобальную производственную систему. Авторитарная политика китайского лидера Си Цзиньпина привела к снижени. покупательской способности среди китайских потребителей на 18%. А новый лозунг «всеобщее процветание» может свидетельствовать о возможности сокращения корпоративной прибыли. Уже сегодня в западных странах чиновники, в обязанности которых входит слежение за соблюдением антитрестовского законодательства, обратили пристальное внимание на высокотехнологический сектор, включая систему электронных платежей Google и Apples' App Store. И сделка, заключенная в этом году при посредничестве Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), может со временем заставить транснациональные корпорации платить больше налогов.
Эксперты The Economist рассуждают о том, в чем же действительно заключается план Тима Кука? Одним из его достижений является сохранение культа секретности вокруг Apple. Уолл-стрит выживает за счет щедрого выкупа акций и недостаточной информации о стратегии компании. И тем не менее британские эксперты считают, что кое-что всё же очевидно.
Так, они уверены, что Apple найдёт способ уклониться от уплаты налогов, но ставка, которую компания платит сейчас, вероятно, увеличится. Apple продолжит двигаться к цели иметь более миллиарда клиентов, пользующихся множеством услуг, которые компания уже предлагает, и сегодня продажи этих услуг составляют 21%. Компания по-прежнему стремится создавать красивый дизайн и продукцию безупречного качества, но она также хочет быть надежным игроком, способным взимать приличную плату в токсичной и неуправляемой цифровой сфере. И она продолжит попытки изобрести новое поколение высоких технологий, скажем, iGlasses или iCars, которое может сделать iPhone проводником в мир Apple.
Однако эксперты издания считают, что две самые сложные проблемы Тим Кук так и не решил. Это касается системы производства: хотя Apple перевела долгосрочные активы в Америку, — и их доля выросла с 38% в 2012 году до 70% сейчас, — ключевые поставщики, включая TSMC, компанию по производству микросхем, неохотно относятся к размещению там производства. Если китайско-американский раскол усугубится или отношения Apple с Пекином ухудшатся, Тиму Куку придется отказаться от китайского рынка, что чревато серьезными последствиями для прибыли компании и мировой торговли.
А высокий градус недоверия и переход Apple в сферу услуг могут стать катализатором роста конкуренции с другими высокотехнологическими компаниями. Ведь уже в этом году Apple вступила в спор с Facebook из-за вопросов конфиденциальности, который также может усугубится разногласиями в области поисковой системы, экокоммерции или сферы развлечений, разрушая уютный клуб высокотехнологичных компаний. Оставшаяся часть срока полномочий Тима Кука вряд ли будет столь же успешной, как первое десятилетие, но его решения будут столь же важными, — заключает The Economist.