Навряд ли это совпадение, но решение Украины не пропускать на свою территорию автомобильный транспорт с номерами Приднестровья вызвал панику в Тирасполе и злобную реакцию в Москве. Представитель российского МИД Мария Захарова в выражениях, как говорится, не стеснялась. «Данный возмутительный шаг Киева наносит удар по интересам всех жителей региона, включая десятки тысяч украинских граждан». Какая трогательная забота российского дипломатического ведомства об интересах украинских граждан. Причем очень избирательная. В Приднестровье делают вид, что о них заботятся, а в Донбассе — нисколько.
Вообще шаг, предпринятый Украиной в отношении Приднестровья, планировался давно. И несколько раз по просьбе молдавской стороны ведение запретительных мер откладывалось. И на этот раз из Кишинева прозвучала подобная просьба, но как сказал один эксперт, у Киева просто лопнуло терпение.
Представляется, что это некоторое упрощение, хотя внешне все выглядит именно так. Похоже, что разыгрывается определенная политическая комбинация, начатая со встречи президентов Молдавии Майи Санду, Украины Владимира Зеленского, Польши Анджея Дуды и Румынии Клауса Йоханниса 27 августа. Санду после встречи заявила: «Мы рассмотрели общие приоритеты. У нас состоялась конструктивная дискуссия, которая еще раз доказала, что у Республики Молдова есть настоящие друзья и надежные региональные партнеры». Очевидно, что на переговорах были приняты определенные решения, о чем говорит ряд последовавших действий.
Буквально через два дня в Кишиневе премьер-министр Украины Денис Шмыгаль и его молдавская коллега Наталья Гарилица подписали протокол, предполагающий выход стран ассоциированного трио (Украина, Молдавия, Грузия) из торговых отношений с СНГ. По словам Дениса Шмыгаля, изменения предусматривают, что в торговле между Украиной и Молдавией будут применяться пан-евро-средиземноморские правила происхождения товаров (региональная конвенция о пан-евро-средиземноморских преференциальных правилах происхождения). Переход на эти правила происхождения товаров объединяет Соглашения об ассоциации с ЕС Украины и Молдавии в одну систему.
Премьеры договорились, что Молдавия будет импортировать украинское сырье и, переработав его, поставлять конечный продукт в ЕС с молдавскими сертификатами, и за них не нужно будет платить пошлины. По мнению лидера Социал-демократической партии Молдавии Виктора Шелина, это означает разрыв отношений Кишинева с Москвой. Если не в полной мере, то в значительной.
С этой точки зрения меры принятые Киевом в отношении автомобильного транспорта Приднестровья также выглядят логичными. Тот факт, что инициатива принадлежит Украине, а Молдавия вроде даже просила об отсрочке, не более чем камуфляж, к тому же мало что скрывающий.
Характерно, что окончательное решение по запретительным мерам было принято, когда Зеленский находился в Вашингтоне с визитом. Причем его завершение неприятно удивило московских власть имущих. Там откровенно надеялись, если на его провал или на крайний случай на весьма скудные результаты.
В таких условиях что-либо предпринимать, кроме словесных угроз и сожалений, в российской столице пока не решились. К тому же арсенал мер весьма ограниченный. Общей границы у России с Молдавией нет, а прорываться через Украину себе дороже. Хотя некоторые горячие головы и рассуждают о каких-то военных мерах.
Так Константин Сивков, капитан первого ранга, доктор военных наук в издании «Ноев ковчег» заявил, что «если Украине и Молдавии перекрыть границу, Приднестровье окажется в худшем положении, чем Ленинград в 1941 году. Там была хотя бы Дорога жизни. Придется спасать Приднестровье, и спасать только военным путем. В этих условиях о дипломатии никто говорить не будет. Для России высадка морского десанта в районе Одесской области в целях создания коридора станет очень серьезной проблемой противостояния с НАТО».
Сивков не случайно так высказался в малоизвестном издании проармянской направленности. Это неприкрытая угроза Киеву и Кишиневу, хотя в Москве отдают отчет в последствиях такой с позволения сказать операции.
И вот теперь шаг к так называемой блокаде сделан. Хотя никто не мешает приднестровским водителям поменять свои номера либо на молдавские, либо на так называемые нейтральные. И никаких проблем с пересечением украинской границы не будет. Так было договорено между Кишиневом и Тирасполем еще в 2018 году, но из 120 тысяч водителей и владельцев автомобилей таким образом поступили только около 5.
Проблема в том, что приднестровские власти не желают поступаться ничем и по возможности торпедируют уже принятые решения. Приднестровский журналист Наталья Скуртул рассказала, что «если у тебя нейтральные номера и молдавские права, могут возникнуть трудности в Приднестровье, если нейтральные номера и приднестровские права — в Кишиневе». Приднестровье — непризнанная территория и никто водительские права этого сепаратистского образования не признает.
Экс-вице-министр иностранных дел Приднестровья, директор Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников утверждает, что молдавские водительские права могут получать только граждане Молдавии. «Люди не знают, что делать, либо каким-то образом получать украинские номера для машин, либо искать какие-то обходные пути». Странно читать подобные рассуждения. Молдавия выдает водительские права своим гражданам, было бы странно, если бы она выдавала их иностранцам. Если хотите жить в сепаратистском никем не признанном образовании, то нечего пенять на других из-за возникающих из-за этого проблем.
Если подойти к вопросу политически, то в Киеве на жесткую позицию Москвы по Донбассу решили ответить асимметрично. Приднестровье — это анклав, в котором размещены российские войска. Он находится полностью на московском содержании и является серой зоной, через которую идет поток наркотрафика и контрабанды. Принятые меры решают в какой-то мере и эти проблемы.
В данный момент ограничительные действия против Приднестровья фактически обращены против России. Кремль не может просто так сдать эту территорию, но и поддерживать ее становится все труднее и накладнее. Военного решения в свете визита Зеленского в США точно не просматривается, а все остальное не решает проблему по существу.
В руках Москвы остается только один вариант — усиливать напряженность и обстрелы в Донбассе, нагнетать обстановку по всему контуру украинских границ, в том числе морских. И здесь очень велика роль НАТО. Альянс в состоянии обеспечить постоянное патрулирование украинских территориальных вод, по крайне мере, в Черном море, чтобы сделать невозможными любые российские военные поползновения против украинского побережья.
Скорее всего, лидеры приднестровских сепаратистов пойдут на какие-то уступки Молдавии. Так им прикажут из Москвы. С другой стороны в Кишиневе ожидают каких-то санкционных мер России против молдавского экспорта. Несомненно, они последуют в самом ближайшем времени. Представляется, что подобный вариант просчитывался и в той или иной мере обсуждался на упомянутой встрече президентов в Кишиневе.
Решение Киева по Приднестровью есть следствие довольно успешных переговоров Зеленского в Вашингтоне. Украина демонстрирует, что, опираясь на союзников, она переходит в дипломатическое наступление. Приднестровье приравнено к Донбассу и сворачивание этого пророссийского анклава, восстановление территориальной целостности Молдавии есть дорожная карта дипломатических методов отпора российской агрессии в Донбассе. А там и до деоккупации Крыма дойдет очередь.