Помните «ось зла» — составленный администрацией Джорджа Буша черный список главных врагов Америки? В смертоносный триумвират вошли Иран, Ирак и Северная Корея.
Спустя два десятилетия после того, как бывший президент США придумал этот термин, лоббистская группа TheCityUK, которая представляет интересы сильнейших игроков лондонского Сити, решила, что пришло время составить новый список: Китай, Россия и Саудовская Аравия. Однако это вовсе не список авторитарных стран, с которыми этот финансовый центр должен избегать деловых отношений, а список неоднозначных режимов, с которыми британским компаниям рекомендуется активно налаживать отношения.
Это вовсе не опечатка. Забудьте о том, что коммунистический режим Китая подавляет студенческие протесты и свободу СМИ в Гонконге, забудьте об убийстве журналиста Джамаля Хашогги, организованном властями Саудовской Аравии.
Забудьте о том, что Кремль преследует своих критиков даже за рубежом — включая тех людей, которые пытались найти убежище в Великобритании, таких как Александр Литвиненко, умиравший мучительной смертью, и Сергей Скрипаль, который чудом выжил благодаря некомпетентности убийц. Как утверждает эта лоббистская группа, эти три страны являются «наиболее многообещающими в коммерческом смысле».
Справедливости ради стоит сказать, что некоторые крупные западные компании уже ведут активную деятельность в этих странах, особенно в Китае. «Убедительная демография» заставила крупнейшую британскую страховую компанию Legal and General разработать планы по расширению своей деятельности в Китае, а крупнейшая в мире инвестиционная компания BlackRock уже собрала 1 миллиард долларов для открытия фонда совместного инвестирования в Китае.
Стоит подчеркнуть, что налаживать связи с подобными режимами — это ошибка. Они не только не разделяют наши ценности, но и являются заклятыми врагами всего того, чем дорожат западные демократии, то есть свободы слова и прессы, права голосовать, свободы передвижения и предпринимательства, а также подотчетности правительства. Ведение бизнеса с государствами-изгоями обеспечивает их прикрытием для реализации их планов.
И здесь все сводится не только к моральной составляющей. Как сказал миллиардер и инвестор Джордж Сорос, необходимо учитывать различные серьезные последствия, в том числе угрозу для национальной безопасности, которую несет Китай.
Не стоит также забывать и об огромных коммерческих рисках, в чем уже убеждаются китайские бизнесмены, наблюдающие за тем, как масштабные преследования со стороны китайского государства оборачиваются падением курсов акций и многомиллиардными потерями. Пекин сейчас активно уничтожает процветающую китайскую технологическую индустрию. Сколько времени пройдет, прежде чем под горячую руку попадут и западные компании?
Чтобы понять, что может случиться с иностранными компаниями, посмотрите на банк HSBC. Он превратился в политический футбольный мяч, оказавшийся на поле между двумя крупными державами, и он не в состоянии угодить ни тому, ни другому игроку. Тем временем он уже успел разочаровать их обоих.
Сторонники идеи углубления сотрудничества с Китаем продвигают гипотезу о том, что «взаимодействие» лучше «сдерживания». Однако мы уже испытали эту стратегию при Дэвиде Кэмероне, и ее ждал впечатляющий провал. Отношения никогда еще не были хуже. Одержимость Запада Китаем основана на пустых иллюзиях, и все это закончится политической, экономической и финансовой катастрофой.