По словам ливийского политолога Абдель Саляма аль-Раджахи, позиция Совета Безопасности по ливийскому вопросу разделилась: Франция и Россия не позволят наказать Халифу Хафтара, так как их связывают союзнические отношения.
Такой комментарий прозвучал в интервью телеканалу Al Jazeera Mubasher, в котором обсуждались заявления главы Правительства национального единства Абдель Хамида Дбейбы во время выступления в Палате представителей в среду.
Аль-Раджахи сказал: «Когда Хафтар использовал наемников (ЧВК "Вагнер") для нападения на Триполи, это был шаг международного значения, так как если их не сдерживать, они смогут взять под контроль всю Ливию, как русские смогли захватить Сирию».
Он добавил: «Здесь действовали как Запад (Америка), так и турецкий союзник. Они создали этот баланс. Тем временем Правительство национального согласия запросило помощь в сдерживании турецкой армии и выводе российских наемников с ливийской территории, но турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его армия останется в стране до тех пор, пока ее не покинут наемники из России и других стран».
Раскол в Совете Безопасности
На вопрос, почему международное сообщество не вмешалось и не оказало давление на тех, кто стоит за наемниками, аль-Раджахи ответил: «Международное сообщество в лице Совета Безопасности разделено, и когда Соединенные Штаты предложили внести ополчения "Аль-Канният", ответственные за массовые убийства, в черный список, Россия наложила вето на это решение».
Он добавил: «Главной причиной отсутствия санкций против совершивших военные преступления ополчений является раскол в Совете Безопасности: Россия их защищает, не говоря уже о своих союзниках, таких как Акила Салех и Халифа Хафтар».
Он продолжил: «Есть два государства-члена Совета Безопасности, оказывающие поддержку Хафтару через наемников. Это Россия и Франция. Они не позволят наказать Хафтара и его силы, так как считают их союзниками».
Непримиримость Хафтара
Что касается отказа от объединения политических и военных институтов в Ливии, то аль-Раджахи полагает: «Проблема заключается в непримиримости Хафтара и Акилы Салеха. Им за восемьдесят, они всеми силами держатся за власть и способствуют дальнейшему военному и политическому разделению».
Политолог отметил: «Хафтар не хочет объединять военные институты, так как желает контролировать их единолично. При этом он не заслуживает доверия, так как участвовал во многих военных переворотах и использовал силу для нападения на Триполи, отвергая политическое урегулирование».
Назначение министра обороны
В связи с отказом от назначения министра обороны в ливийском правительстве эксперт заметил следующее: «Проблема в том, что политические партии не достигли консенсуса относительно кандидатуры на должность министра обороны. Абдель Хамид Дбейба выступил с предложением, что продолжит занимать пост министра обороны и возьмет двух заместителей от комитета 5 + 5 — одного от представителей Хафтара, а другого от представителей сил "Буркан аль-Гадаб". Представители Хафтара эту идею отклонили».
«Решением послужит, если Дбейба останется на посту министра обороны, пока не произойдет объединение институтов, так как Хафтар не подчиняется институтам новой власти и отказался следовать указаниям какого-либо органа», — заключил политолог.
Недавно Палата представителей в городе Тобрук (восточная Ливия) провела заседание в присутствии премьер-министра Абдель Хамида Дбейбы и спикера парламента Акилы Салеха.
Как подчеркнул Дбейба на заседании, в отсутствие консенсуса назначить министра обороны Ливии не представляется возможным: «Если консенсус будет достигнут, мы назовем имя министра обороны».