Арктика — регион, обладающий огромным природно-ресурсным и торговым потенциалом, который стало возможно реализовать из-за последствий глобального потепления. Россия уже отправила флот атомных ледоколов, чтобы усилить свое господство в этом регионе.
Этим летом ледокол «50 лет Победы» вышел из порта Мурманска и проложил себе путь через замерзшие воды Северного Ледовитого океана к Северному полюсу. Капитан Дмитрий Лобусов рассказал журналисту AFP, находящемуся на борту ледокола, что Россия играет особую роль в Арктике.
«Треть нашей территории находится за Полярным кругом. Наши предки умели плавать в замерзших водах. И мы сами успешно с этим справляемся», — сказал он.
Россия при президенте Владимире Путине сделала освоение арктических богатств своим стратегическим приоритетом. Арктика — крупнейший источник природного газа, добываемого российской компанией «Новатэк». Следует также отметить, что французская компания Total занимается производством сжиженного природного газа на полуострове Ямал.
«Арктический регион обладает огромным потенциалом. Если говорить не о запасах, а о ресурсах, только в акватории Арктики… то мы имеем ресурсы порядка 15 миллиардов тонн нефти и порядка 100 триллионов кубических метров газа, то есть это на десятки, сотни лет, если вдруг понадобится использовать», — заявил вице-премьер РФ Александр Новак.
Освоение территории частично зависит от Северного морского пути, известного также как Северо-Восточный проход. Этот путь короче, чем маршрут через Суэцкий канал. Он должен облегчить транспортировку углеводородов в Юго-Восточную Азию.
Раньше этот маршрут был судоходным только летом, но по мере таяния ледников из-за глобального потепления, он стал доступен и в другие времена года.
Но размещение в регионе российских атомных ледоколов также необходимо.
«Ключевым преимуществом России является не только наличие ледокольного флота, но и наличие Северного морского пути. Этот маршрут экономически эффективен, он может быть востребован в мире для гражданских судоходных перевозок», — утверждает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
В марте 2021 года, когда контейнеровоз «Эвер Гивен» сел на мель и заблокировал Суэцкий канал, Москва воспользовалась ситуацией, заявив, что арктический маршрут больше не далекая мечта, а ближайшая реальность.
Пока эти цифры далеки от миллиарда тонн грузов, перевозимых через Суэцкий канал. Но Сергей Кондратьев отмечает, что государственные российские компании, такие как «Газпромнефть», «Норильский никель» и «Роснефть» уже имеют крупные проекты в Арктике, а следовательно «им всем понадобится флот ледоколов».
Компания «Роснефть» занимается реализацией масштабного проекта «Восток Ойл» на полуострове Таймыр.
Капитан Лобусов говорит: «Если в 80-90-е годы мы сопровождали корабль, а затем останавливались, чтобы дождаться следующего, то теперь мы не останавливаемся ни на минуту».
К 2030 году в Арктике будет организована круглогодичная навигация, и не только для русских. «Росатом» сообщает, что датская компания Maersk и китайская компания Cosco заинтересованы в использовании Севморпути. Путин приветствовал интерес международных судоходных компаний к этому маршруту и подчеркнул, что Россия «не собирается никого ограничивать».
Финансирование проекта по развитию Севморпути до 2024 года составит 735 млрд рублей (8,5 млрд евро по текущему курсу), из которых бюджетные средства — 274 млрд рублей.
С другой стороны, экологические организации осуждают гонку за углеводороды, которая уже привела к нескольким экологическим катастрофам и увеличению числа ядерных реакторов в Арктике.
Компания «Росатом» признает, что проекты развития Арктической зоны несут определенные риски, которые должна смягчить модернизированная инфраструктура, отмечая, что ядерные силовые установки экологичнее обычных. Она также подчеркивает, что при таком большом экономическом потенциале как для местного населения, так и для мировой экономики, было бы глупо не воспользоваться этими резервами.