Итак, на переговорах 9 сентября в Москве Александр Лукашенко и Владимир Путин согласовали пакет из 28 союзных программ (бывших дорожных карт углубления интеграции). Но это не означает, что их реализация пойдет гладко.
Путин может быть доволен. Это его пиаровская победа, своеобразный реванш за срыв подписания дорожных карт в декабре 2019 года. К тому же интеграционный успех важен для Кремля накануне выборов в Государственную думу.
Белорусское же руководство за счет подписания пакета бумаг (они, как предполагается, будут одобрены на союзном Совмине уже 10 сентября и потом утверждены на Высшем госсовете Союзного государства в нынешнем году) надеется получить финансово-экономические выгоды. Но Москва наверняка будет строго дозировать поддержку, чтобы подталкивать союзника к выполнению всего комплекса договоренностей.
По итогам переговоров Лукашенко заметил, что «не все узлы в наших отношениях еще развязаны». Можно спрогнозировать, что, когда дело дойдет до реализации программ, трений будет немало.
Энергоносители: полной ясности пока нет
В частности, важный для Минска газовый вопрос пока не решен. Путин после переговоров сообщил, что в 2022 году российский газ будет поставляться в Белоруссию по той же цене, что и в нынешнем. То есть по 128,5 доллара за тысячу кубометров.
Но это не новость. О такой договоренности было объявлено еще по итогам предыдущей встречи Лукашенко и Путина в июле.
Конечно, и такой ценник на фоне нынешней дороговизны газа для европейских потребителей (те выкладывают до 650 долларов за тысячу кубов) выглядит очень даже по-божески. Но ведь мечта белорусского начальства — получать газ по цене Смоленской области, а там он еще вдвое дешевле.
И хотя Лукашенко сегодня подчеркивал, что главное в рассмотренных документах — «это равные права для субъектов хозяйствования наших стран», пока это равноправие лишь на бумаге.
По словам Путина, до 1 декабря 2023 года будет подписан документ по созданию объединенного рынка газа в рамках Союзного государства. Но пока Москва, как видим, не торопится снижать цену на газ для союзника. Видимо, для того, чтобы иметь рычаг воздействия на него. Ведь предыдущий опыт интеграции показал, что Минск не прочь уклоняться от выполнения дискомфортных для себя обязательств.
Еще Путин сообщил, что «предусмотрено заключение договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов, а также договора о едином рынке электроэнергии». Однако при этом пока не ясно, в какой форме и в каком объеме Минск получит компенсацию за налоговый маневр в российской нефтяной отрасли.
Ранее Москва говорила о возможном кредите на эти цели. Но кредит — это, по сути, никакая не компенсация, ведь его придется отдавать, да еще и с процентами.
В общем, похоже на то, что по вопросам энергоносителей впереди непростые дебаты. И не факт, что единые рынки газа, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии заработают в намеченные сроки.
Российские войска осваиваются на белорусском плацдарме
А вот в военной сфере интеграция идет на ура. «Совместное противодействие общим вызовам и угрозам будем только наращивать», — заявил Лукашенко в Москве.
Белорусский вождь любит козырнуть военным союзом с ядерной Россией, чтобы припугнуть своих западных врагов. Но Кремль на самом деле не столько подыгрывает Лукашенко, сколько продвигает на белорусском направлении свои стратегические интересы.
Российские войска все в большей степени осваиваются на белорусском плацдарме. Речь не только о начинающихся учениях «Запад-2021». Зенитные ракетные и авиационные подразделения двух стран заступили на совместное боевое дежурство в составе недавно созданного учебно-боевого центра (УБС) совместной подготовки ВВС и войск ПВО, сообщило Минобороны Белоруссии.
Проще говоря, российские ракетчики и военные летчики несут службу с грозным оружием (ЗРК С-400 и многоцелевые истребители Су-30СМ) на белорусской территории. И под какой бы вывеской это ни делалось, де-факто речь идет об усилении военного присутствия России в Белоруссии. Ряд обозревателей считает, что в перспективе УБС может стать основой для создания российских военных баз.
А уж если они появятся, то избавиться от них будет непросто и любому новому правительству Белоруссии. Между тем опыт Украины говорит о многом: именно наличие базы ВМФ помогло Москве осуществить аннексию Крыма.
Москва строго дозирует финансовую поддержку
Лукашенко заявил в Москве, что Белоруссии не нужны новые российские кредиты. Звучит гордо, но вот что интересно: по данным источников РБК, Минск инициировал переговоры о привлечении до 3 миллиардов долларов через Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), в котором первую скрипку играет Россия.
Однако пока идут лишь предварительные консультации, кредит может быть предоставлен «в среднесрочной перспективе», сообщили в ЕФСР. Причем закавыка в том, что лимит фонда на предоставление кредитных ресурсов Белоруссии (1,98 миллиарда долларов) исчерпан. Так что новый заем могут дать только в том случае, если Россия согласится сделать это за счет своего лимита. Иначе говоря, и в этом случае надо бить челом Москве.
8 сентября министр финансов России Антон Силуанов отметил, говоря о Белоруссии, что «наш сосед оказался в непростом финансовом положении» (и это, по сути, дезавуирует бравурные заявления белорусского начальства). По словам министра, какие-то виды поддержки не исключены, «но сейчас самая главная задача направлена на то, чтобы стимулировать процесс интеграции».
Путин же 9 сентября сообщил, что до конца следующего года Россия выделит Белоруссии кредиты на общую сумму порядка 640 млн долларов. Надо понимать, что, несмотря на гордые заявления, Минск от этих денег не откажется.
При этом объем выделяемых кредитов весьма скромен. Как видим, Москва не скрывает, что использует финансовый рычаг для подталкивания Минска к той самой углубленной интеграции, которую обрисовал еще знаменитый «ультиматум Медведева» в декабре 2018 года. Тогдашний российский премьер четко дал понять белорусскому начальству: хотите и впредь получать нашу финансово-экономическую поддержку — будьте добры в полной мере выполнить союзный договор 1999 года.
А в нем — и единая валюта, и наднациональные органы, в общем, весь тот набор, который фактически поставит крест на белорусском суверенитете.
Призрак 31-й карты бродит по Союзному государству
Лукашенко долго сопротивлялся (и еще будет сопротивляться) полной реализации этого документа, подписанного в эйфории «братского единения» еще с Борисом Ельциным (место которого, как говорили злые языки, и метил занять молодой тогда белорусский президент).
Теперь Москва аккуратно дожимает белорусского партнера теми давними договоренностями. Противиться же после августа 2020 года все труднее. Внутрибелорусский кризис продолжает тлеть, дисбалансы в экономике нарастают, отношения с Западом пущены под откос — и все это усиливает зависимость белорусского режима от Кремля.
И хотя 28 союзных программ — это якобы сугубо про экономику, в Москве особо не скрывают планов политической интеграции, которая при такой колоссальной разности весовых категорий выльется в полное подчинение Белоруссии Кремлю.
На итоговой пресс-конференции 9 сентября Путин заявил: «Полагаем, что прежде всего нужно заняться экономикой, а потом все естественным образом будет требовать дополнительного регулирования. В том числе, может быть, и на уровне союзного парламента, я не исключаю, что такой может быть создан».
Что и требовалось доказать: Москва плавно, но последовательно ведет дело к созданию наднациональных органов. При том что Лукашенко ранее уверял: они с российским президентом, мол, железно договорились похерить 31-ю дорожную карту, которая предусматривала единую валюту и наднациональные органы.
По итогам же переговоров 9 сентября Лукашенко был вынужден заявить, что не исключает возвращения к вопросу о единой валюте.
Нетрудно догадаться, какая из сторон продавливает этот вопрос. Также нетрудно спрогнозировать, что этот вопрос Минск постарается всячески саботировать.
Но делать это будет все труднее. Кремль, пользуясь как никогда трудным положением партнера, будет добиваться своего не мытьем, так катаньем