Россия пытается изменить сложившееся положение дел в Африке, используя отсутствие мер безопасности и дипломатические споры с западными державами в качестве плацдарма для расширения своего присутствия на континенте.
В последние годы Москва создает по всей Африке — от Ливии до Нигерии, от Эфиопии до Мали — важнейшие стратегические военные альянсы и приобретает все более благоприятную репутацию в обществе.
Главным в этих действиях является предложение альтернатив странам, которые разочаровались в дипломатическом сотрудничестве с западными странами.
На 2022 год запланирован второй саммит Россия-Африка. На первом саммите, состоявшемся в Сочи в 2019 году, президент Владимир Путин заявил, что Россия «не собирается участвовать в новом „переделе" богатств континента, мы, скорее, готовы участвовать в конкуренции за сотрудничество с Африкой».
Кроме того, Россия также оказывает содействие через ООН в виде продовольственной и медицинской помощи наряду с растущей коммерческой, экономической и военной поддержкой по всему континенту.
Проводимая Россией политика заключения двусторонних соглашений
Только за последние два месяца Россия подписала соглашения о военном сотрудничестве с Нигерией и Эфиопией, двумя самыми густонаселенными странами Африки.
По оценкам Стокгольмского международного института исследований проблем мира, в период с 2016 по 2020 год на Африку приходилось 18% российского экспорта вооружений.
По данным ООН, российские наемные войска также оказывали прямую помощь правительствам Ливии и Центральноафриканской Республики. Однако Кремль отрицает связи с ЧВК «Группа Вагнера», военизированной организацией, которая, по утверждению представителей ООН, способствует нарушениям прав человека в регионе.
«…Группа российских инструкторов была командирована в ЦАР в ответ на просьбу центральноафриканского руководства и с ведома санкционного комитета СБ ООН 2127 по ЦАР, при этом никто из них участия в боевых действиях не принимает», — говорится в заявлении МИД России, опубликованном в июле.
В июле агентство «Рейтер» (Reuters) сообщило, что американские законодатели приостановили запланированную продажу оружия Нигерии на сумму один миллиард долларов из-за обвинений в нарушениях правительством страны прав человека.
Менее чем через месяц Россия подписала соглашение с администрацией президента Мухаммеду Бухари (Muhammadu Buhari) о поставках нигерийским силам военной техники, проведении обучения и предоставлении технологий.
Хотя исторически правительство Бухари было важным дипломатическим и торговым партнером США, между ним и Вашингтоном возникли острые разногласия на фоне протестов против жестокости полиции в Нигерии #EndSARS в 2020 году и вновь после недавних проблем с «Твиттер».
Тем временем исламистские группировки боевиков, такие как «Боко Харам» (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. ред.) и «Провинция Западная Африка» «Исламского государства» (террористической организации, запрещенной в РФ — прим. ред.), продолжают сеять хаос на северо-востоке страны.
Эта совокупность факторов, создающая условия для укрепления российского влияния, наблюдается и в Эфиопии. Россия оказала поддержку правительству премьер-министра Абия Ахмеда (Prime Minister Abiy Ahmed) после того, как правительства западных стран проявили нерешительность, когда правительственные войска предприняли действия в ответ на мятеж в северном Тыграе.
Эфиопия сочла, что США, в частности, поддерживают Египет в продолжающемся споре по поводу гидроэлектростанции Хидасэ («Плотины великого возрождения Эфиопии»). В марте госсекретарь США Энтони Блинкен вызвал еще большее недовольство Аддис-Абебы, обвинив силы в Тыграе в «этнической чистке».
Затем министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился в июне со своим эфиопским коллегой Демеке Меконненом (Demeke Mekonnen). Москва продолжила направить на выборы в Эфиопию наблюдателей, при этом ЕС отозвал своих наблюдателей, сославшись на «продолжающееся насилие во всей стране, нарушения прав человека и политическую напряженность, преследование работников СМИ и задержания оппозиционеров».
Россия поставила Эфиопии стратегическое оружие как в качестве потенциальной защиты от удара Египта по гидроэлектростанции Хидасэ, так и для оказания поддержки правительственным силам в Тыграе.
«Учитывая успехи Сил обороны Тыграя (TDF), которые в последние недели захватили некоторые территории регионов Афар и Амхара, для Аддис-Абебы поставки крайне необходимого оружия приобретают еще большее значение, и Москва, вероятно, удовлетворит эту просьбу, возможно, на основе покумки в рассрочку», — сказал старший политический аналитик исследовательской компании «Африкан Экономикс» (NKC African Economics) Лоу Нел (Louw Nel).
В июле Эфиопия и Россия подписали соглашение о военном сотрудничестве, которое, по словам Нела, является «знаком грядущих событий», и особое внимание в нем уделяется передаче знаний и технологий. Однако Нел отметил, что Эфиопия будет «с осторожностью относиться к размещению там российского персонала в ином качестве, кроме специалистов по подготовке».
Журналисты «Си-эн-би-си» (CNBC) обратились в Министерство иностранных дел России с просьбой прокомментировать эту информацию, однако ответа пока не последовало.
«Ползучее наращивание» присутствия США
Согласно недавно опубликованному докладу компании «Пэнджиа-Риск» (Pangea-Risk), специализирующейся на анализе рисков на основе разведывательной информации, США пообещали возобновить свои активные экономические и коммерческие контакты в Африке, но вместо запланированного сокращения численности войск наблюдаются значительные расходы на операционные базы и разработка долгосрочных планов сохранения стратегического присутствия.
В 2018 году Джон Болтон (John Bolton), тогдашний советник по национальной безопасности США указал на экспансионистское «влияние России в Африке», и Вашингтон стремится сохранить прочные позиции на континенте.
Администрация Байдена намерена сохранить 27 оперативных аванпостов вооруженных сил США на континенте, а Объединенное командование ВС США в зоне Африки (АФРИКОМ) уделяет приоритетное внимание целям борьбы с терроризмом в регионе Африканского Рога и Сахеля.
США также устанавливают свое присутствие в других стратегически важных регионах, таких как Красное море и Гвинейский залив. По имеющимся данным, что к 2025 году на строительство военной базы США и связанные с этим инфраструктурные проекты будет потрачено около 330 миллионов долларов, при этом АФРИКОМ разрабатывает стратегический план на 20 лет.
Он будет сосредоточен на борьбе с терроризмом, операциях спецназа и гуманитарной помощи, а также на защите коммерческих интересов США в условиях растущего присутствия в регионе Китая и России.
В докладе отмечается, что власти Кабо-Верде с июля 2020 года утвердили с вооруженными силами США Соглашение о статусе войск, позволяющее американским войскам базироваться на их архипелаге.
«Такое соглашение вполне логично, учитывая глобальную геополитическую конкуренцию в регионе Западной Африки и необходимость противостоять растущему риску пиратства в Гвинейском заливе, при том, что и то, и другое представляет реальную угрозу коммерческим интересам США», — сказал генеральный директор компании «Пэнджиа-Риск» Роберт Бесселинг (Robert Besseling).
«Однако Соглашение о статусе войск заключенное с Кабо-Верде на один год, вызывает вопросы по поводу более широких дипломатических и судебных обязательств США в стране, и по поводу того, определяет ли оно модель развития отношений между США и Африкой».
Директор программы Международной группы по предотвращению кризисов в Африке Комфорт Эро (Comfort Ero) заявил, что «ползучее наращивание» присутствия вооруженных сил США на континенте сопровождается противоречивыми сигналами, авторы которых обвиняют в отсутствии прозрачности правительства как США, так и Африки.
США, скорее всего, постепенно прекратят свое прямое военное присутствие в небезопасных горячих точках, но они по-прежнему стремятся к заключению соглашений со странами, имеющими стратегическое значение, сказали в компании «Пэнджиа-Риск», добавив, что полностью уходить Вашингтон не захочет из-за присутствия Китая и России.
Франция изо всех сил пытается удержаться в Сахеле
Самое значительное присутствие и численность войск из всех бывших колониальных держав в Африке сохраняет Франция. Особенно если учесть ее присутствие в виде контингента численностью 5100 военнослужащих в Сахеле, где пограничная зона между Мали, Буркина-Фасо и Нигером стала очагом насилия.
«В своем отношении к дружественным режимам Париж непоследователен, потворствуя неконституционной передаче власти в Чаде, но занимая более жесткую позицию после переворота в Мали», — сказал аналитик Лоу Нел из компании «Африкан Экономикс».
Президент Франции Эммануэль Макрон поддержал переход власти в Чаде к главе временного военного совета, сыну президента Идрисса Деби (Idriss Deby), который погиб в апреле в бою против сил повстанцев. Это было нарушением конституцию страны и привело к антифранцузским протестам и вандализму на автозаправочной станции «Тоталь» (Total). Но когда в Мали полковник Ассими Гоита (Assimi Goïta) установил военное правление, Макрон осудил государственный переворот и приостановил военную операцию, проводившуюся совместно с армией Мали. Вспыхнувшие после переворота протесты выражали враждебность и по отношению к Франции, при том, что во время этих протестов можно было заметить российские флаги и плакаты.
«Учитывая явную негативную тенденцию в политической стабильности в Мали, есть основания учитывать опасность того, что страна может в конечном итоге стать похожей на ЦАР, где слабое правительство президента Фостена-Арканжа Туадеры (Faustin-Archange Touadéra), по сути, держится за счет российских бойцов — наемников из ЧВК „Группа Вагнера", принадлежащей Евгению Пригожину», — сказал Нел.