«Права человека всегда будут в повестке переговоров, сказал я [президенту Путину]. И дело не только в том, что Россию надо наказывать, когда она нарушает права человека, Дело в том, кто мы такие. Как я могу быть президентом США и не выступать против нарушений прав человека?»
В июне 2021 года американский президент Джо Байден встретился с репортерами на тщательно постриженном газоне усадьбы Ла-Гранж в Женеве и подтвердил, что в отношениях с Россией Америка всегда будет ставить в центр внимания права человека. Он пообещал, что Соединенные Штаты будут «поднимать вопросы о фундаментальных правах человека, потому что такова наша суть, такова наша суть».
За несколько месяцев до встречи американского президента с Путиным и последующей пресс-конференции Америка обратилась в Совет по правам человека ООН. Во время заседания этого совета Соединенные Штаты присоединились к заявлению, подписанному 45 государствами. В нем указывалось на ухудшение обстановки с правами человека в России, проявлением чего в тот момент стал арест и лишение свободы оппозиционера Алексея Навального.
Но там был и более важный момент. Подписавшие заявление страны призвали Россию соблюдать свои обязательства в рамках международных норм в области прав человека и придерживаться самых высоких стандартов в их продвижении и защите.
Из-за действий российских властей, отнесших правозащитную деятельность к числу уголовно наказуемых деяний, сейчас для правозащитников и диссидентов в России наступили самые опасные времена.
В прошедшем десятилетии российское государство настойчиво и решительно затягивало удавку на шее независимого гражданского общества и защитников прав человека. Мирные протесты оказались фактически под запретом. Свобода собраний почти полностью разрушена из-за введения драконовских законов против неправительственных организаций. Независимые средства массовой информации закрываются, а журналисты подвергаются преследованиям, чему способствуют злоупотребления антитеррористическим законодательством. Против защитников прав человека постоянно ведется кампания запугиваний, преследований, нападений, клеветы. Их подвергают незаконным арестам и судебным преследованиям.
На Северном Кавказе правозащитные организации фиксируют непрекращающиеся нарушения прав человека, в том числе, пытки, похищения людей, несправедливые судебные процессы и непрестанные нападения на представителей сексуальных и гендерных меньшинств. В прошлом месяце Европейский суд по правам человека сделал вывод, что российские власти не расследовали надлежащим образом убийство видного исследователя Натальи Эстемировой, работавшей в правозащитной организации «Мемориал» (признана в России иноагентом — прим. ред.) и долгие годы фиксировавшей нарушения прав человека на Северном Кавказе.
Российские власти не только ведут борьбу с независимым гражданским обществом и правозащитниками. Действуя в рамках закона от 2015 года, который недавно был расширен, Кремль также нацелился на международные правозащитные организации, занося их в разряд «нежелательных» и запрещая им работать в России. Из-за этого закона сотрудничество любой российской организации или гражданина с такими объединениями считается противозаконным.
Занимаясь криминализацией правозащитной деятельности внутри страны и лишая правозащитников возможностей для международного сотрудничества, власти возводят вокруг России виртуальную стену, скрывая от испытующих взоров мирового сообщества свои грубые нарушения прав человека.
Тем не менее, отважные россияне по всей стране продолжают регистрировать, сообщать и бороться с нарушениями прав человека. Они делают это, несмотря на невероятные риски и опасности. Даже те люди, которые стремятся разоблачать давние нарушения прав человека советской властью, продолжают свои исследования вопреки тщательно скоординированной кампании борьбы с ними. США пора встать плечом к плечу с такими людьми и организациями, в полной мере признав размах и масштаб нарушений прав человека в России, и использовать международные органы для привлечения российских властей к ответственности.
На этой неделе в Женеве собирается Совет по правам человека, и у администрации Байдена появляется возможность надеть на себя мантию лидера этого главного органа ООН по правам человека. Однако речь не только о возможности, но и об обязанности. Страны — члены совета в частном порядке признают, что ситуация с правами человека в России ухудшается, и готовы с этим бороться. Но здесь критическое значение будет иметь лидерство США.
Войдя в состав совета в 2020 году в результате выборов, на которых у нее не было соперников, Россия пытается препятствовать любым правозащитным действиям от Белоруссии до Гонконга. Но влияние России в этом совете часто переоценивают. Когда в 2016 году у нее появился соперник на выборах в совет, она проиграла. Россия регулярно проигрывает во время голосования в совете, когда она предлагает поправки в целях ослабления резолюций. Так было с каждой поправкой, предложенной ею во время недавних дебатов о Белоруссии. В совете налицо вакуум лидерства в отношении России, и США обязаны решить эту проблему.
На 48-й сессии Совета по правам человека США должны возглавить подготовку совместного заявления об ухудшении положения правозащитников и правозащитных организаций в России, о необходимости внимательно рассмотреть ситуацию с правами человека в этой стране на заседании совета, и предупредить, что совет пойдет на более официальные действия, если Россия немедленно не примет меры по исправлению тревожных тенденций в области прав человека. Отдельные государства и международное правозащитное сообщество готовы поддержать такие неотложные и своевременные действия.
В рамках такого взаимодействия администрация Байдена должна также разработать долгосрочную стратегию по противодействию России в Совете по правам человека. В ней должно быть отражено твердое намерение администрации использовать механизмы официальной подотчетности, действующие в Совете по правам человека ООН, если Россия будет и дальше игнорировать призывы прекратить нарушения прав человека.
Администрация Байдена должна расширить действие санкций против физических лиц на всех уровнях государственной власти и внутригосударственного управления, если они виновны в нарушениях прав человека. Она должна оказывать визовую поддержку защитникам прав человека и их семьям, если те сталкиваются с непосредственными угрозами. Она должна использовать международные организации, такие как ОБСЕ, для оказания дополнительного давления на российские власти, добиваясь прекращения нападок на независимое гражданское общество и на защитников прав человека.
В Женеве президент Байден должен сделать важный шаг, поддержав российских правозащитников. А его администрация обязана подкрепить это конкретными действиями.