Администрация Владимира Путина начала подготовку к выборам в Госдуму с удара по оппозиции и независимым СМИ. Для журналиста-расследователя это означало бегство из страны.
Известие, которое журналист Роман Анин получил в конце августа, его мало удивило.
Российское министерство юстиции заявило, что считает российское интернет-издание «Важные истории», которое занимается журналистскими расследованиями, «иностранным агентом». Анин — основатель «Важных историй» и один из самых известных в мире российских журналистов.
«Я был горд. Мы решили это отметить и открыли шампанское. В России больше не осталось независимых источников, которых не объявили бы иностранными агентами. Это лучшие в России журналисты и СМИ», — сказал Роман Анин в беседе с отделом журналистских расследований Yle.
В списке значатся десятки журналистов и СМИ. Статус иностранного агента можно получить, к примеру, за получение финансирования из-за рубежа.
Теперь во всех статьях «Важных новостей» будет говориться, что «данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».
Отдел журналистских исследований Yle побеседовал с Романом Аниным в Латвии. Когда появилась информация о внесении «Важных историй» в список иностранных агентов, Анин был в Латвии в командировке. Журналист решил не возвращаться в Москву.
Сейчас Роман Анин помогает сотрудникам «Важных историй» выехать из России. Однако на этом преследования вряд ли прекратятся.
«ФСБ задержала на границе мою девушку и допросила ее. Я знаю, что они хотели заняться прослушкой телефона моих родителей», — рассказывает Анин.
«Подумай два раза, хочешь ли ты быть журналистом»
Роману Анину всего 34 года, но он очень опытный журналист. Он проработал больше десяти лет в известной российской газете «Новая газета», редакцию которой Анин называет своим «вторым домом».
Он ушел из газеты, когда поступил в Стэндфордский университет в Америке. После возвращения в Россию Анин вместе с коллегами создал издание «Важные истории».
«Важные истории» существуют всего лишь чуть больше года, но издание все равно успело провести несколько расследований о коррупции.
На странице «Важных историй» публикуются расследования о людях, входящих в близкий круг Путина, а также деятельность руководителей ФСБ.
«Когда в „Важные истории" приходит новый журналист, я говорю ему: „Подумай два раза, или двенадцать раз, хочешь ли ты этого. Есть большой риск, что тебя объявят иностранным агентом. И ты будешь носить это клеймо до тех пор, пока Владимир Путин не умрет"».
ФСБ вломилась в дом Анина
Вечером девятого апреля ФСБ и полиция провели обыск в доме Романа Анина и в редакции «Важных историй».
Анина это не удивило.
«Я научился жить с тем, что они могут прийти в любой день. Мы все [независимые журналисты] живем с этим страхом», — говорит Анин.
Официальной причиной для обыска была статья, которую Анин опубликовал пять лет назад, еще когда работал в «Новой газете». В статье говорилось о бизнесмене Игоре Сечине, который входит в близкий круг Владимира Путина, и о роскошных яхтах, принадлежащих его жене.
Утверждается, что эта статья является «нарушением права на неприкосновенность частной жизни» семьи Сечина.
«Думаю, что настоящей причиной [для обыска] была цель установить источник информации, чтобы позже ему угрожать. Мы тогда как раз опубликовали статью о зяте Путина», — рассказывает Анин.
Журналиста подвергли допросу. Удивительно, но он смог покинуть полицейский участок той же ночью. Однако отделаться от ФСБ ему не удалось.
«ФСБ, конечно, знает, где я нахожусь»
Отдел журналистских расследований Yle предложил Анину провести интервью в секретном месте из соображений безопасности.
Анин скрываться отказался. И вовсе не потому, что ему не страшно.
«Конечно же, я боюсь. Страх — это здоровая реакция. Она свидетельствует о том, что ты находишься в опасности. Просто надо научиться жить в страхе».
Анин не захотел скрывать, что сейчас находится в столице Латвии Риге. По его мнению, в этом нет смысла.
«Мне приходится сообщать российскому министерству юстиции о каждом рубле, который я потратил на еду, пиво, образование — на что угодно. ФСБ, конечно, знает, где я нахожусь», — говорит Анин.
«В России у журналистов нет никакой личной жизни. ФСБ может легко получить обо мне любые данные».
Требование сообщать о своих расходах связано с решением признать «Важные истории» иностранным агентом.
Со своего российского мобильного Анин не совершает личные звонки и не отправляет личные сообщения: он считает, что его может прослушивать ФСБ. Он шифрует сообщения своей электронной почты.
«Они боятся утратить власть»
Выборы в Госдуму, которые состоялись на прошлых выходных, нельзя назвать настоящими.
Представителям оппозиции не дали возможности принять участие в выборах, сообщалось о тысячах случаев мошенничества. Речь шла скорее о театральном представлении, нежели о настоящих выборах.
Администрация Путина начала целенаправленно готовиться к выборам уже в начале года. Тогда она, к примеру, нанесла серьезный удар по независимым СМИ.
«Они отравляют своих политических соперников или бросают их в тюрьму. Они выступают против всего независимого — в СМИ, политике или судебных инстанциях», — говорит Анин.
По мнению Анина, окружение Путина стало «старым и параноидальным».
«Они боятся, что потеряют власть и поддержку граждан, что действительно может произойти. Россия — беднеющая страна, в которой растут цены и падают зарплаты. Правду говорить нельзя. Даже такое маленькое издание, как наше, представляет угрозу для их желания оставаться у власти вечно».
О возвращении домой пока ничего не известно
Роман Анин не знает, когда он сможет вернуться домой в Москву. Он говорит, что любит свою родину. После интервью он начинает расспрашивать нас о финской сауне и сравнивает ее с баней, русской национальной сауной.
Анин говорит, что планирует переехать в украинский Киев. Журналист не планирует прекращать работать.
«Пока я еще на свободе, я могу сделать что-то хорошее для своей родины. Думаю, публикация статей пойдет России на пользу. Я знаю, что чиновники готовы сделать все, чтобы заставить нас замолчать. Но пока им это не удается, мы будем продолжать работать».
Анин все же не исключает, что Кремль добьется желаемого, и «Важные истории» придется закрыть.
«Возможно, мне придется сменить профессию. Я умею программировать, умею водить машину. Футболистом мне уже не стать — из-за травмы и операции», — рассуждает Роман Анин.