Американцы сообщили, что намерены строить атомные подводные лодки для Австралии. Это предвещает серьезные изменения в Индо-Тихоокеанском регионе еще и потому, что понятно: этот шаг — только часть американского плана по милитаризации региона на фоне обострения конкуренции с Китаем. Выступая на Генеральной ассамблее ООН, Джо Байден заявил, что «не хочет новой холодной войны», но он не может объяснить, почему США смещают фокус в сторону Азии, так, чтобы его слова звучали осмысленно и не напоминали риторику холодной войны.
Этот шаг совершенно противоречит другим его публичным заявлениям о том, что США заканчивают «эру неутомимых войн» и открывают эру «неутомимой дипломатии». Дипломатией, неутомимой или какой угодно еще, можно заниматься «дистанционно», и для этого не требуется военное присутствие в относительной близости от своего заклятого геополитического соперника.
Американский контингент постоянно находятся в Азии с тех пор, как американское военное присутствие расширилось после Второй мировой войны (когда США стали сверхдержавой). Давайте для сравнения обратимся к Европе. Количество американских военных в Европе к сегодняшнему дню сократилось примерно с 354 тысяч до 66 тысяч (значительная часть дислоцирована в Германии). Что касается Азии, это число сокращается куда медленнее. В 1987 году США располагали в Азиатско-Тихоокеанском регионе примерно 184 тысячами солдат, а сегодня их около 131 тысячи. Кроме того, если эта «фокусировка» продолжится, то вскоре мы увидим смену тренда и появление дополнительных американских сил. В новом пакте с Австралией оговаривается, что Австралия позволит расширенное американское присутствие на своей территории.
Решение Вашингтона поделиться технологиями для строительства австралийских атомных подводных лодок — важная веха. Формально речь идет о трехстороннем пакте, в который входит еще и Великобритания. Однако Лондон в данном случае, как это точно подметили обиженные французские руководители, как «третье колесо» (поэтому Париж и не отозвал своего посла из Лондона, в отличие от Вашингтона и Канберры).
Ясно, что США хотят, чтобы в их распоряжении были самые современные подводные лодки, а в случае войны между США и Китаем понятно, на чьей стороне выступила бы Австралия с формально собственными субмаринами.
Каково же реальное соотношение военно-морских сил США и Китая? Американский флот, конечно, все еще значительно опережает китайский, но при этом Китай быстро наверстывает разрыв и вкладывает в военное развитие миллиарды.
По последним данным, опубликованным в этом месяце американским институтом Хадсон со штаб-квартирой в Вашингтоне, китайские подводные лодки представляют «все большую угрозу для США и американских союзников». В материале института говорится, что Китай приступил к модернизации флота, состоящего из 65 — 70 субмарин. «Отрабатываются наступательные операции в рамках активной оборонной стратегии для усиления влияния и территориального контроля, потенциально угрожающих американским силам в регионе», — говорится в материале.
Точно так же считают и в американском флоте. В плане ВМС США, опубликованном в текущем году, говорится: «Мы должны построить больший и более смертоносный флот с большим количеством подлодок». Также там говорится о том, что у Китая самый большой флот в мире.
Действительно, Китай располагает самым большим флотом в мире, самым большим количеством кораблей, однако само по себе это только цифры, которые ничего особо не значат. Ясно, что американский флот более боеспособен, но при этом там умело используют информацию о количественном отставании так, чтобы флоту США помогли «исправить» это положение с помощью новых больших инвестиций.
Реальную военно-морскую мощь США нельзя оценивать, ориентируясь только на американский флот. К нему следует прибавить также флотилии его союзников, в том числе, как я уже писал, Австралии.
Давайте вернемся к подводным лодкам. США располагают в общей сложности 66 военными подлодками, включая более 50 атомных субмарин, а также более десятка подлодок с баллистическими ракетами.
Конечно, дело не только в подлодках, и большую роль играют также противолодочные средства, в которые вкладываются огромные деньги и вокруг которых державы развернули жестокую конкуренцию.
Ни Лексионг, эксперт в области военных технологий из Шанхая, полагает, что и Китай, и Россия располагают слабыми противолодочными средствами по сравнению с США. «Но тот факт, что китайские подлодки могут появиться незамеченными всего в нескольких сотнях метров от американских, говорит о том, что и у американских противолодочных средств есть некоторые недостатки», — считает эксперт.
Зоу Хемнинг, эксперт по военным вопросам из технологического института в Пекине, полагает, что США представляют для Китая большую угрозу, чем наоборот. «У США столько подводных атомных лодок, а они думают, что это мы угроза? Американские подводные силы, несомненно, сильнее, и поэтому Китай и Россия вынуждены укреплять свои силы особенно в условиях текущей нестабильной международной обстановки. Им придется поработать и над своими противолодочными средствами. Китай, например, еще недостаточно увеличил число своих конвенциональных подлодок», — сказал он.
Коллин Кох, эксперт из Сингапура, полагает, что Китаю потребуется еще немало времени, чтобы догнать США, учитывая, что те на несколько десятилетий опережают его в развитии (особенно разрыв увеличился во время холодной войны). Также он полагает, что Китаю следует больше поработать над подготовкой личного состава.
Приведу несколько конкретных цифр. Общее количество подлодок почти одинаково. У Китая — 60 военных подводных лодок, а у США — 66. Но обыкновенные дизель-электрические подлодки невозможно сравнивать с атомными подводными лодками, и в этом смысле США намного сильнее. У них 52 атомных подводных лодки, а у Китая — всего шесть.
Расскажу лишь о некоторых различиях между дизель-электрическими и атомными подводными лодками. Дизель-электрическим субмаринам приходится чаще всплывать, из-за чего их, конечно, легче обнаружить. Атомные же подлодки могут оставаться под водой годами. Атомные подводные лодки движутся за счет ядерного реактора, который работает на их борту и приводит в движение турбины. Преимущество дизель-электрических подводных лодок в том, что они меньше и дешевле в производстве, да и обслуживать их проще.
Многие понимают, что одна из важнейших характеристик военных подлодок — это их способность оставаться как можно более незаметными, поэтому они должны издавать как можно меньше звуков. В этом смысле дизель-электрические подводные лодки обладают большим преимуществом. Атомные субмарины больше и шумнее. Насосы, турбины, пар, который выходит из труб — все это создает довольно сильный шум, а значит, обнаружить их проще.
Конечно, дизельный двигатель тоже не бесшумный, но на дизель-электрических подлодках его используют только при движении по поверхности или близко к ней. На глубине такая подлодка переходит на электричество и движется очень тихо… Однако проблема в том, что время от времени эти подводные лодки вынуждены всплывать, чтобы набрать воздуха, который необходим для сгорания в дизельном двигателе, без которого, в свою очередь, не зарядить и их электрические батареи. Конечно, всплывая, такая подлодка становится видна неприятелю.
Конечно, идеальной была бы подлодка с ядерным реактором, не издающая звуков. Естественно, сейчас над этим работают, в том числе, например, Россия. Ее атомные подводные лодки проекта «Ясень» покрыты десятью тысячами резиновых элементов, поглощающих звук. Над снижением шума атомных подлодок интенсивно работают и французы: их специалисты утверждают, что их атомные подлодки третьего поколения будут тише шума окружающего океана.
Сейчас всего шесть стран обладают атомными подводными лодками: США, Россия, Великобритания, Китай, Индия и Франция. Теперь понятно, что в этом списке вскоре появится и Австралия благодаря новому пакту с США, о котором сообщили внезапно, шокировав Францию, лишившуюся сделки с Австралией.
Конечно, для Австралии договор с США более привлекателен, поскольку Франция поставила бы ей дизель-электрические подводные лодки, а США собираются передать ей свои технологии и ввести Австралию в эксклюзивный клуб стран, обладающих атомными подлодками. Благодаря договору с США Австралия получает и кое-что еще, что крайне важно с оборонной точки зрения. Речь об американских ракетах «Томагавк», которыми можно оснащать и корабли, и подлодки. Эти ракеты могут сыграть большую роль в случае катастрофического сценария — войны с Китаем.
Итак, пока все это в перспективе. Если Австралия хочет как можно лучше подготовиться к такому конфликту, то ей, конечно, стоит позаботиться о как можно лучшем оружии. С другой стороны, сам факт вступления в военный пакт с США приближает его членов еще на один шаг к катастрофическому конфликту с Китаем, то есть к сценарию, которого можно было бы избежать, если бы эти страны проводили другую политику.
Таким образом, судя по всему, именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе произойдет окончательное столкновение, который решит, кто и как будет доминировать в мире. Конечно, не Австралия выступит его зачинщиком, и для нее было бы лучше наблюдать за этим конфликтом со стороны, но, похоже, такого варианта у нее уже не осталось