Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Iltalehti (Финляндия): финская фирма устанавливает таинственное пограничное заграждение между Эстонией и Россией

Серьезные споры возникли уже во время строительства

© flickr.com / EnricoПограничный пункт Нарва на границе Эстонии и России
Пограничный пункт Нарва на границе Эстонии и России - ИноСМИ, 1920, 28.09.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мало кто знает, но первой страной Прибалтики, которая приняла решение построить стену на своей восточной границе, была Эстония. Финский журналист, побывавший на строительстве, рассказывает о причинах такого решения, о завесе таинственности, которая окружает стройку, и о проблемах, которые она создает.

Возводящееся на границе Эстонии и России заграждение напоминает совершенно безобидный зеленый садовый забор — по крайней мере, если смотреть издалека. От обычного садового забора заграждение отличается тем, что сделано из стали, имеет высоту два с половиной метра, а сверху по нему идет колючая проволока.

Если присмотреться попристальнее, становятся заметны и другие отличия. Проволочная сеть настолько частая, что ее нельзя ничем разрезать.

Забор длиной 23,5 километра на границе Эстонии и России строится уже около года. Строительство второй очереди протяженностью 39,5 километров началось совсем недавно — в середине сентября.

Эстонский забор представляет интерес для Финляндии в том числе потому, что строительством занимается финская компания GRK Infra совместно с эстонской компанией Merko. GRK Infra выиграла тендер на строительство первой и второй очереди забора.

Генеральный директор GRK Infra Юха Тоймела (Juha Toimela) не хочет комментировать строительство забора, ссылаясь на требование соблюдать конфиденциальность.

«К сожалению, мы не можем подробно рассказать вам о нашей работе из-за соглашений о конфиденциальности. У нас два разных проекта (связанных со строительством пограничного заграждения), тендеры на которые выиграла наша дочерняя компания в Эстонии GRK Infra AS вместе с AS Merko Ehitus Eesti», — объясняет Тоймела.

В основном сигареты

Причиной для решения о строительстве пограничного заграждения в Эстонии послужили два события середины прошлого десятилетия. Но собственно строительство началось только спустя пять лет — если не принимать во внимание «пробный отрезок» протяженностью два километра.

Первым событием, подтолкнувшим Эстонию к строительству забора, было похищение в приграничной местности в 2014 году сотрудника полиции безопасности Эстона Кохвера (Eston Kohver). Вторым событием был потрясший всю Европу годом позже миграционный кризис.

В случае с делом Кохвера Эстония и Россия спорили о том, где именно Кохвер был похищен — на территории Эстонии или на территории России. До недавних пор граница была местами установлена настолько неточно, что версии по делу полицейского расходились. По мнению эстонской стороны, Эстон Кохвер был похищен с территории Эстонии.

Дополнительным стимулом для строительства забора в Эстонии послужил недавний миграционный кризис на границе Литвы и Белоруссии, в ходе которого в Литву направились тысячи сирийских и иракских беженцев из Белоруссии. Эстонцы опасаются, что подобное может произойти и на границе Эстонии и России.

У просителей убежища Эстония пользуется наименьшей популярностью, однако в 2015 году число заявлений на предоставление убежища в Эстонии выросло. В 2020 году в Эстонии запросили убежище несколько десятков человек.

Пока на границе Эстонии и России процветает контрабанда. В 1990-е контрабандисты пересекали границу очень активно, и единственным, что их ограничивало, было воображение. Сейчас из России в Эстонию в основном пытаются ввезти сигареты, которые стоят в России значительно дешевле.

Испугавшаяся потока беженцев Литва сейчас хочет построить мощный забор на границе с Белоруссией. Испугалась и Латвия, которая тоже строит забор на своей восточной границе.

Однако первой страной Прибалтики, которая решила укрепить свою восточную границу, была именно Эстония.

В основном пешком

Пограничник средних лет, служащий на юго-востоке Эстонии, рассказывает Ilta-Sanomat о строительстве забора. Хотя он и работает пограничником, на самом деле он полицейский, поскольку в 2010 году полицейский и пограничный департаменты Эстонии были объединены.

Мужчина просит, чтобы его не фотографировали, а также чтобы беседа с ним не была представлена в виде интервью.

Пограничное заграждение местами проходит по болотистой и заросшей кустарником местности. Всего год назад границу не всегда удавалось даже разглядеть среди деревьев и зарослей кустарника. Сейчас с эстонской стороны она расчищена, по меньшей мере, на 20 метров.

Предупредительные таблички о пограничной зоне находятся совсем рядом с забором. В Эстонии кто угодно может подойти близко к границе. Действия становятся противозаконными только тогда, когда вы оказываетесь по другую сторону от предупредительного знака.

Во многих других странах, например, в Латвии, пограничная зона представляет собой полосу земли шириной в километр.

Строительство забора сейчас идет в районе деревни Кивиора, где с утра до вечера ведутся земляные работы. Но больше всего сил уходит на строительство дороги, которая пройдет рядом с забором. По ней эстонские полицейские патрули смогут подъехать к любому участку границы менее чем за полчаса.

Полицейский рассказывает, что в будущем это время хотят сократить до нескольких минут.

На заболоченных отрезках границы возводят понтонные мосты, которые настолько узки, что полиции будет лучше проезжать по ним на квадроциклах.

Раньше полицейские патрулировали границу в основном пешком. На срочные вызовы полицейских тоже отправляют пешком, даже если снега по колено.

Частично спорно

Эстония и Россия ведут споры о своей границе уже около двадцати лет, у стран нет действующего договора о границе.

Граница между Эстонией и Россией также является частью восточной границы Европейского союза.

После того, как Эстония обрела независимость, а СССР распался, Эстония и Россия дважды безуспешно попытались заключить договор о ратификации границы в 2005 и 2014 году. Во многих документах нынешнюю границу между Эстонией и Россией называют «временной границей» или «временной контрольной линией».

Современная граница между Россией и Эстонией появилась в 1993 году, когда Россия в одностороннем порядке постановила, что граница будет проходить вдоль административной границы Советской Эстонии и Советской России. Эта граница сокращает площадь Эстонии на 5% в сравнении с той границей, о которой РСФСР и Эстония договорились в рамках Тартуского мирного договора в 1920 году.

В конце 1995 года Эстония все же заявила, что не имеет территориальных претензий к России. С тех пор вопрос о границе поднимается в Эстонии довольно часто, на него продолжают ссылаться в вопросах внутренней политики.

Таким образом, граница, у которой сейчас устанавливается забор, частично считается спорной. С границей связаны и протесты местного населения. Например, эстонцев беспокоит ограничение свободного перемещения животных через границу и низкая стоимость, по которой государство принудительно выкупает приграничные территории.

Под забором сейчас прокладывают туннели для животных. Департамент полиции и погранохраны проводит переговоры о стоимости участков с некоторыми землевладельцами.

«Забор замедления»

Кроме забора Эстония устанавливает на границе с Россией современную технику для слежки, при помощи которой можно будет увидеть незаконных нарушителей границы на максимально раннем этапе. Характеристики этой техники не разглашаются, в том числе и для СМИ.

Полицейский, приставленный к представителям Iltalehti, просит, чтобы мы не фотографировали кабели, которые проводятся под пограничным заграждением. Под забором сейчас устанавливаются трубки, по которым позже пустят кабели. Также на границе будут установлены камеры и будут работать дроны.

Эстония уже сейчас пользуется дронами для контроля за работой границы.

Пример того, насколько современной может быть граница, мы получаем, когда приближаемся к границе с Латвией. Когда подходишь к латвийской границе, на мобильный неожиданно приходит англоязычное сообщение от министерства внутренних дел Латвии, в котором вам напоминают о действующих коронавирусных ограничениях.

В строительство пограничного заграждения вложены большие суммы — они, однако, гораздо скромнее, чем было в первоначальных планах, когда Эстония собиралась строить «самый современный пограничный забор в мире». Затраты были скорректированы и теперь больше соответствуют финансовым возможностям Эстонии.

Нынешний забор называют «забором замедления». Он должен замедлить поток незаконных пересечений границы и помочь полиции быстрее добраться к месту нарушения.

Забор не настолько высокий, чтобы его нельзя было преодолеть, например, используя технику спортивных прыжков с шестом.

Впервые

Глава погранохраны Егерт Беличев (Egert Belitšev) говорит Iltalehti, что строительство первой очереди забора обошлось в 20 миллионов евро, возведение второй обойдется в 18 миллионов.

Деньги на строительство забора выделяются из государственного бюджета. Установка техники для слежения финансируется «зарубежными странами», то есть, очевидно, ЕС.

«Благодаря забору у Эстонии впервые появится возможность получать данные о том, что происходит на протяжении всей границы», — говорит Беличев.

Строительство забора должно завершиться в 2026 году. Его протяженность в окончательном виде будет составлять 115 километров, то есть он пройдет практически вдоль всей сухопутной границы между Эстонией и Россией.