Нарастающие разногласия между Соединенными Штатами и несколькими европейскими союзниками, главным образом Францией и Германией, в вопросе о том, нужно ли принимать Украину в состав НАТО, являются еще одним фактором, способствующим охлаждению в трансатлантических отношениях. Эти разногласия существуют уже довольно долго, и поведение Вашингтона служит подтверждением его плохо скрываемого презрения по отношению даже к самым важным партнерам по альянсу НАТО. Хотя сопротивление со стороны Парижа и Берлина (а также некоторых других европейских столиц) все еще препятствует попыткам Киева добиться формального членства, политика Соединенных Штатов превратила отношения НАТО с Украиной в функциональный эквивалент гарантии безопасности, которую обеспечивает Статья 5 Североатлантического договора. Соединенные Штаты проводят неразумную, высокомерную и потенциально очень опасную политику.
Раскол между Вашингтоном с одной стороны и Парижем и Берлином с другой в вопросе принятия Украины в состав НАТО возник в 2008 году, когда тогдашний президент США Джордж Буш яростно настаивал на том, чтобы вручить этой стране приглашение. На саммите НАТО лидеры Франции и Германии решительно выступили против такого шага. В своих мемуарах бывший госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) написала, что канцлер Германии Ангела Меркель была особенно прямолинейной, назвав Украину «коррумпированным кошмаром» и предупредив, что принятие Украины в состав НАТО спровоцирует Россию на опасные ответные шаги. Сопротивление союзников дало плоды, и на том саммите Бушу удалось лишь добиться, чтобы в итоговую декларацию включили строчку о том, что «однажды» Украина станет членом НАТО. Но никаких конкретных сроков установлено не было, а что еще важнее, участники саммита не одобрили идею вручения Плана действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ), что в дальнейшем позволило бы говорить о каких-то сроках.
Тем не менее ни руководство Соединенных Штатов, ни Киев сдаваться не собирались. Администрация Барака Обамы продолжила кампанию в поддержку принятия Украины в члены альянса, и, хотя Дональд Трамп демонстрировал меньше энтузиазма в этом вопросе, его администрация официально сохраняла приверженность этой позиции. Киев тоже продолжил свою лоббистскую кампанию. В 2018 году тогдашний президент Украины Петр Порошенко решительно призвал НАТО как можно быстрее одобрить План действий по подготовке к членству.
После того, как президентом страны стал Джо Байден, Украина и ее сторонники в Соединенных Штатах активизировали попытки добиться членства в НАТО для этой страны. В феврале до абсурда проукраинский Атлантический совет Соединенных Штатов заострил внимание на жалобном вопросе президента Украины Владимира Зеленского: «Почему Украина до сих пор не в НАТО?» Совет опубликовал статью, написанную министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой, который настаивал, что уже давно пора было исправить эту ситуацию. В сентябре Зеленский решительно призвал Байдена активизировать усилия для того, чтобы обеспечить его стране членство в НАТО. «Если мы говорим о НАТО и ПДЧ, мне бы очень хотелось получить [от Байдена] конкретику — да или нет. Мы должны получить четкие даты и вероятность этого для Украины», — заявил Зеленский.
Подобно двоим своим непосредственным предшественникам, Байден пытается избегать темы формального вступления Украины в альянс. Одна из причин, по которой он это делает, заключается в том, о чем Меркель сказала еще 13 лет назад: Украина до сих пор остается коррумпированным кошмаром. Действительно, уровень коррупции на Украине остался таким же, как и 13 лет назад, если не хуже, а действующий режим демонстрирует множество признаков набирающего мощь авторитаризма. Эти проблемы сделают Украину весьма неудобным партнером для Франции, Германии и других членов альянса.
Нынешние отношения Вашингтона и Киева в области безопасности выходят далеко за рамки продажи оружия. За последние пять лет американские вооруженные силы провели множество совместных военных учений с украинскими подразделениями. Вашингтону также удалось заставить союзников по НАТО включить Украину в программу военных учений альянса. Действительно, Украина принимает у себя и руководит проведением учений Rapid Trident 21. Ни для кого не секрет, что подобные учения направлены против одной-единственной страны — против России. В начале апреля 2021 года Байден заверил Зеленского в «непоколебимой поддержке Вашингтоном суверенитета и территориальной целостности Украины перед лицом продолжающейся агрессии России».
Тот факт, что Вашингтон ведет подобную политику, — несмотря на то, что Париж и Берлин настойчиво выступали в поддержку более сдержанного подхода на протяжении более 10 лет, — указывает на такую приверженность Соединенных Штатов идее обеспечения безопасности Украины, которая граничит с одержимостью. Упрямая решимость Вашингтона является тем более удивительной, что и без того хрупкие отношения Соединенных Штатов с Францией и Германией продолжают ухудшаться по множеству других причин. Оказавшиеся в конечном счете безуспешными попытки администраций Трампа и Байдена предотвратить завершение строительства газопровода «Северный поток — 2», который напрямую связывает Россию и Германию, сильно раздражали Берлин. Хотя Байден и Меркель в конце концов урегулировали разногласия, заключив компромиссное соглашение, шрамы все равно остались.
Недавняя ссора Соединенных Штатов и Франции по поводу продажи американских атомных подлодок Австралии, возможно, нанесла более тяжелый и устойчивый ущерб отношениям Вашингтона с этой страной. Это очень плохо, когда важный союзник обвиняет Соединенные Штаты во «лжи» ради кражи прибыльного военного контракта, а затем отзывает своего посла из Вашингтона (хотя лишь на время).
Последнее, что сейчас нужно Вашингтону, — это рискнуть и спровоцировать дополнительные трения в отношениях с Берлином и Парижем из-за стремления возложить на альянс НАТО обязательства по обеспечению безопасности Украины. Нет никаких причин полагать, что лидеры Франции и Германии действительно верят, что проблема коррупции на Украине смягчилась или что вручение Киеву статуса члена НАТО сегодня будет воспринято Россией в качестве менее серьезной провокации, нежели в 2008 году. Последний пункт остается особенно важным, и это признают даже украинские чиновники. Спокойное, но твердое сопротивление со стороны Франции и Германии (а также некоторых других членов альянса) снова помешало одобрить ПДЧ на саммите НАТО в 2021 году.
Лидеры Франции и Германии оказались правы в 2008 году, и их сопротивление оправдано и сейчас. Вашингтону следует прислушаться к ним и отказаться от опасной блажи, коей является его нынешнее отношение к Украине как к фактическому союзнику НАТО.
Тед Гален Карпентер — старший научный сотрудник в области внешней и оборонной политики в Институте Катона, пишущий редактор The American Conservative, автор 12 книг и более 950 статей, посвященных международным делам.