Москва и Пекин еще в ходе парламентской гонки в Германии в течение минувшего лета не раз заявляли о том, что будут внимательно следить за избирательной кампанией, а также давали понять, что будут настроены на выстраивание более конструктивного диалога с Берлином, чем это имело место ранее.
Главным результатом прошедших в Германии в минувшее воскресение (26 сентября) парламентских выборов стала относительная победа на них Социал-демократической партии.
Результаты социологических опросов и исследований, проводимых в Германии в ходе избирательной кампании, фиксировали неуклонный рост популярности и повышение рейтинга социал-демократов. Эта тенденция стала особенно заметной после того, как стало известно об уходе действующего федерального канцлера Германии Ангелы Меркель из большой политики по завершении парламентских выборов: по сути, предстоящий уход Меркель с поста федерального канцлера знаменует собой начало новой политической эпохи для страны, которой канцлерин руководила без малого 16 лет.
Но несмотря на обнадеживающие для социал-демократов Германии итоги соцопросов, а теперь и сами итоги выборов, президент США Джозеф Байден, когда узнал о том, что на выборах в ФРГ лидируют социал-демократы, так прокомментировал предварительные их итоги: «Странно!…Выходит, они (социал-демократы, прим. перев.) стали сильными…». Такой комментарий американского президента свидетельствует, что он не просто разочарован такими результатами, но и попросту растерян. Байден как будто не знал о том, что социал-демократы всегда представляли собой в Германии весьма влиятельную политическую силу еще с позапрошлого века, да и сейчас в коалиционном правительстве Меркель они также имеют представительство.
Впрочем, комментировать интеллектуальный уровень президентов США, будь они демократы или республиканцы, не входит в нашу задачу — нам гораздо важнее сейчас понять, как начало новой политической эпохи для Германии скажется на европейской и международной повестке дня, как это, наконец, отразится, на отношениях крупной европейской страны-локомотива экономики Европы с другими крупными мировыми державами, такими, как Россия и Китай.
Но при этом лидер партии Олаф Шольц в то же воскресение, комментируя итоги выборов, заявил, что видит именно себя на посту следующего главы правительства, то есть федерального канцлера, хотя и признал, что будущий состав правительства с определенностью назвать пока невозможно. Но он также со всей категоричностью утверждал, что его партия заручилась достаточным числом голосов, чтобы самостоятельно определить состав нового кабинета министров: так, он отметил, что может распределить министерские портфели в коалиции с «Зелеными» и либеральными демократами (так называемой Свободной Демократической партией).
Большее внимание на Восток
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что президент и правительство России готовы выстраивать отношения с новой Германией после выборов и потому в Кремле уже с нетерпением ждут подведения официальных итогов. Как пояснил пресс-секретарь российского президента на пресс-конференции, выборы в крупнейшей стране Европы привлекают к себе внимание по всему миру. И в России, по его словам, также чрезвычайно внимательно и с большим интересом наблюдают за ходом парламентских выборов в ФРГ. Уже по такой оценке видно, что в Кремле находят для себя весьма удовлетворительными результаты выборов в Германии. Официальный же представитель МИД КНР Хуа Чуньин также подобным образом расценила их итоги.
По ее словам, официальный Пекин уже готов к сотрудничеству с новым правительством Германии, и руководство КНР надеется на «укрепление позитивного диалога» с Берлином. По словам дипломата, в Китае внимательно следили за избирательной гонкой на всех ее этапах и выражают готовность к конструктивному диалогу с Германией. В Пекине выражают надежду, что диалог с новым руководством ФРГ будет равноправным, а сотрудничество между странами будет укрепляться.
Из данной оценки также видно, что прежний характер отношений с Берлином Пекин не очень устраивал, и что сейчас в КНР возлагают надежды на новый кабинет министров, который, правда, еще пока не сформирован. Официальный представитель китайского МИДа добавила, что в Пекине убеждены — отношениям обеих стран «суждено укрепляться и развиваться», поскольку интересы Китая и Германии во многом совпадают и «находятся в гармонии друг с другом».
Последние наблюдения также показывают, что итоги выборов в Германии могут создать почву для усиления в Европе антиамериканских настроений, которые и так уже довольно заметны и год от года становятся все явственнее. За 16 лет пребывания Ангелы Меркель на посту канцлера немецкие партии левого толка пребывали если не на обочине политической жизни, то уж точно не на первых ролях в стране. Но между тем, немецкие социал-демократы являются одними из основоположников левого движения в Европе, — их история восходит еще к 1860-м годам. Во время пребывания Ангелы Меркель на посту главы правительства ее партия, хоть, в общем, и являлась партией правого толка, тем не менее, всегда пыталась противодействовать росту правого экстремизма, тоже традиционно присутствующего в политической жизни Германии.
Сейчас довольно распространенным становится предположение, что с приходом к власти в Германии левых сил, противодействие правому экстремизму в Германии также продолжится, но с той лишь разницей, что руководство страны будет больше сосредоточено на национальных интересах, нежели транснациональных, которые в современном мире подразумевают лишь одно — господство только одной сверхдержавы, находящейся за Океаном.
Теперь, как ожидается, Германия будет дистанцироваться от США, поскольку в Берлине осознали, что столь тесная зависимость от заокеанских партнеров ничего позитивного не принесла, ни стране, ни Европе в целом. Поэтому внимание новых политических лидеров будет в большей степени теперь сосредоточено на Востоке — там находятся, в лице, прежде всего, России и Китая, также крупные мировые силы, которые представляют для современной Европы большой интерес, прежде всего, с экономической точки зрения.
Однако отношения Берлина с «восточными партнерами» долгое время пребывали в загоне, и лишь только потому, что так хотели в Вашингтоне. Развитие отношений с Востоком соответствует и идеологическим постулатам социал-демократов: внутри страны они призывают к большему социальному равноправию и справедливости, а во внешней политике они придерживаются тех же принципов — развивать диалог на равных со всеми силами, а не быть только пешкой в игре, правила которой диктуются лишь одной сверхдержавой.
Азадэсадат Аттар, автор-обозреватель издания Javan