Для одних это объединение — залог стабильности в когда-то столь взрывоопасном центрально-европейском регионе, а для других — малозначительная платформа, уже выполненная (или ненужная) миссия и в чем-то упущенный шанс. Речь идет о Вышеградской четверке, в которую, кроме Польши и Чехии, входят еще Словакия и Венгрия. Два лагеря теперь наблюдают за тем, как блок с 30-летней историей справится с трещиной в чешско-польских отношениях.
Однако, по мнению внешнеполитических аналитиков, спор двух соседей вряд перерастет в нечто большее и не сможет подорвать репутацию Центральной Европы или без того хрупкое уважение, которое испытывает к ней остальной Евросоюз. «Прежде всего, запад Европейского Союза воспринимает страны Вышеградской четверки как источник вечных проблем, и тем не менее определенным весом она обладает. Как минимум ввиду численности населения», — утверждает брюссельский дипломатический источник. «Если Вышеградская четверка даст трещину из-за шахты, это станет показателем беспомощности Центральной Европы, что может очень навредить региону», — добавил источник. Таким образом, теперь дело за политиками, которые, однако, по обе стороны границы ведут борьбу за избирателей. Поэтому уступки и компромиссы сейчас им невыгодны.
Кроме Вышеградской четверки, они готовы пожертвовать качеством чешско-польских взаимоотношений, над которыми работали годами. «Проблема шахты „Туров‟ внесла в чешско-польские отношения значительное недоверие. Чешская сторона давно говорила о вреде, который добыча наносит окружающей среде, но поляки долго не желали ничего слышать об этом. Возможно, они думали, что договорятся на самом высоком политическом уровне, и полагались на то, что премьеров Андрея Бабиша и Матеуша Моравецкого связывают хорошие отношения. Вероятно, из-за этого они недооценили переговоры, которые проходили ранее», — заявил внешнеполитический аналитик Вит Достал, специалист по Центральной Европе и чешско-польским отношениям.
Сутяги чехи
По его словам, все это привело к тому, что поляки теперь считают чехов интриганами и сутягами. «Столь жестких шагов со стороны Европейской комиссии и Европейского суда они, конечно, не ожидали», — добавил эксперт, комментируя штраф, которым евросоюзный орган наказал Варшаву.
Согласно недавнему опросу компании United Surveys, почти половина поляков не согласны с штрафом в размере полмиллиона евро за каждый день запрещенной добычи на шахте «Туров», от которой, по мнению чехов, могут пострадать, в том числе, запасы питьевой воды в чешских населенных пунктах. Тем не менее, по словам Достала, проблема не нанесет серьезного урона простым межличностным отношениям. «Особых изменений, по-видимому, не будет. Чехи — уже давно один из самых любимых поляками народов, и мы всегда входим в первую тройку», — подчеркнул он.
И все-таки спор накладывает свой негативный отпечаток на обстановку в местах близ шахты. В польском Богатыне даже появился ресторан, где не обслуживают чехов, как гласит табличка на входе. Но, по словам Достала, это чисто локальная проблема, и ненависть к чехам не распространится на всю страну. «На границе близ шахты «Туров» вообще много проблем. Помимо шахты, это еще и неурегулированный пограничный долг Чехии перед Польшей», — подчеркнул Достал.
Речь идет о долге, который появился в 1958 году, когда с подачи Польши была изменена граница так, чтобы ее было легче стеречь. Чехословакия ошиблась при измерениях и незаконно получила 368 гектаров, которые теперь поляки хотят получить обратно. В начале 90-х годов чешская сторона признала долг, и вот уже 30 лет о нем ведутся переговоры, но пока они ни к чему не привели. «Поляки не соглашаются на финансовую компенсацию, а Чехия столкнулась с сопротивлением местных жителей, которые не хотят терять ни пяди леса», — сказал эксперт. На переговорах обсуждалась местность Фридлантско, что вызывало еще больше антипатии.
В споре вокруг шахты стоит отметить и разные подходы к территории. «Для поляков это не слишком привлекательный регион, а для чешской стороны он имеет ценность: там есть леса, красивая природа, дачи. То есть отношение не совпадает, что создает серьезные трудности», — подытожил Достал.
Стойкий Тешин
Намного более спокойная обстановка сегодня, в отличие от дней минувших, царит на более протяженной границе Чехии с Польшей в области Тешина. Там, в отличие от региона Фридлантско, где тысячелетиями по обе стороны жили немцы, между чехами и поляками давно сложились добрососедские отношения. Хотя не обошлось и без кровопролития: в 1919 году там погибли 140 солдат, и спорная территория была поделена. Но пока спор вокруг шахты не распространился на этот регион, поэтому сотрудничество поляков и чехов на межличностном и экономическом уровне там продолжается и даже крепнет.
Билатеральными разногласиями эту проблему считает и бывший министр иностранных дел ЧР, а ныне депутат Европейского парламента Александр Вондра. Из-за этого спора точно не следует жертвовать Вышеградской четверкой, считает он. «Когда мы спорили с Австрией из-за АЭС «Темелин», мы не ставили крест на ЕС», — отметил Вондра.
Достал согласен с тем, что ошибкой было бы разрушать Вышеградскую четверку. Тем не менее он напомнил, что четверо партнеров все реже приходят к общему мнению. «Центральная Европа никогда не подавала пример прекрасного сотрудничества. Но сегодня нас связывают хорошие отношения со всеми соседями, а раньше такого не было. В этом преимущество Вышеградской четверки. Из Центральной Европы нам никуда не деться, и если покинуть объединение, то к лучшему ничего не изменится, как, возможно, думают его критики. Но, с другой стороны, не стоит и переоценивать Вышаградскую четверку, как делает нынешнее руководство», — добавил он.
Очередной этап переговоров о шахте министры окружающей среды двух стран завершили вчера. Переговоры, которые продлились целый день, никаких результатов не дали.