Удокан (Россия) — В 1949 году советская экспедиция, направленная в Сибирь на поиски урана для ядерной промышленности, наткнулась на богатое месторождение меди. Через 70 с лишним лет на Дальнем Востоке, между Байкалом и Тихим океаном, появился горнообогатительный комбинат, который будет запущен в следующем году. Поскольку медь является ключевым компонентом при отказе мировой энергетики от углерода, есть надежда, что комбинат внесет весомый вклад в дальнейшее развитие России и других стран.
Валерий Казикаев, председатель совета директоров компании «Удоканская медь», разрабатывающей месторождение, говорит: «Реализации этого проекта долго ждали на Дальнем Востоке и во всей горнодобывающей отрасли России и мира». Дважды в месяц Казикаев совершает девятичасовые перелеты из Москвы на рудник. В конце сентября он организовал экскурсию для журналистов.
Находящийся на высоте 2000 метров над уровнем моря рудник покрыт толстым слоем снега, который дает представление о трудностях, с которыми сталкиваются его строители.
Казикаеву 66 лет. Он говорит: «Советский Союз не смог начать разработку этого месторождения». Строительство здесь началось в 2019 году.
Рудник находится одновременно в сейсмоопасной зоне и на вечной мерзлоте — это грунт, который находится в замерзшем состоянии круглый год. Температура зимой может опускаться до минус 60 градусов Цельсия (-76 градусов по Фаренгейту).
Это означает, что разработка месторождения «затруднена», как выразился Казикаев, и поэтому «строительство стоит очень дорого».
«Новое черное золото»
Начались работы по добыче медной руды, рабочие закладывают взрывчатку в вечную мерзлоту, чтобы экскаваторы могли продвинуться дальше.
Запасы рудника составляет более 26 млн тонн меди. Он находится в 6,5 тысячах километров восточнее Москвы. Заявлено, что это крупнейшее нетронутое месторождение в России и третье по величине в мире.
Компания «Удоканская медь» входит в группу миллиардера Алишера Усманова USM Holdings. Компания получила лицензию на разработку месторождения в 2008 году и для реализации проекта привлекла почти 3 млрд. долл. США (2,5 млрд евро) от российских банков.
Компания также пользуется льготами, предоставляемыми с целью развития Дальнего Востока — изолированного региона страны, находящегося в упадке.
Цены на медь, называемую «новым черным золотом», в этом году взлетели на рекордную высоту — и не собираются останавливаться.
«В течение следующих 15 лет спрос на медь вырастет на 30 процентов по мере развития «зеленой» экономики», — отмечает Юлия Бучнева, аналитик Fitch Ratings (Москва).
Она поясняет, что медь играет важную роль в возобновляемой энергетике и «зеленых» технологиях, благодаря своим термическим свойствам и электропроводности.
В качестве примера был приведен рост производства электромобилей, который зависит от наличия меди.
«Удоканская медь» рассматривает азиатские рынки, особенно Китай, Южную Корею и Японию, где отмечается высокий спрос.
Чтобы добраться до этих рынков, компания предполагает использовать Байкало-Амурскую магистраль (БАМ), которая действует постоянно.
БАМ был построен в начале 80-х годов XX века недалеко от месторождения, в том числе для того, чтобы осваивать минеральные богатства региона.
Логистические трудности
БАМ — это грандиозный советский проект и «черная дыра» для финансов. Он протянулся более чем на 4 тысяч километров по Сибири до Тихого океана.
«Удоканская медь» надеется со временем отправлять катоды и медный концентрат по железной дороге на китайскую границу или в российские порты на Японском море.
Казикаев отмечает, что от рудника до Токио на 2 тысячи километров меньше, чем до Москвы.
Однако труднодоступная местность, покрытая снегом, представляет множество логистических трудностей.
Компания вынуждена строить электростанцию, чтобы получать электроэнергию для производства.
Ей пришлось построить дорогу до ближайшего аэропорта, в котором до сих пор работает деревянный терминал.
Кроме того, компании пришлось привезти 4 тысячи строителей из Сибири и бывших советских республик региона, поскольку в этих местах имелось лишь несколько сотен коренных обитателей — эвенков, традиционным занятием которых является оленеводство.
Заместитель генерального директора компании Алексей Ящук отмечает, что теперь его команда привыкла к экстремальным условиям.
Ящуку 44 года. По его словам, «основной проблемой является поддержание состояния дорог. Постоянно работают бульдозеры». Как пояснил Ящук, бульдозеры останавливаются только тогда, когда столбики термометров падают ниже 25 градусов, а видимость — ниже 50 метров: «Здесь очень сильные бури и снегопады».