У кого-то Украина, возможно, ассоциируется с поездкой в столицу страны Киев или с отдыхом в жемчужине Черного моря Одессе.
Другим вспоминаются ее крайне натянутые отношения с большим соседом Россией. Третьим — Чемпионат Европы по футболу 2012 года, часть матчей которого прошли на Украине.
Но мало кто связывает Украину с самым, пожалуй, обсуждаемым и спорным предложением в сфере современной датской внешней политики: планом правительства Дании создать в этой пока малоизвестной стране лагерь, куда можно будет отправлять просителей убежища. И если окажется, что они действительно имеют право на защиту, то там беженцы, возможно, и будут оставаться.
На самом деле, ничего особенно странного в этом нет.
Много лет правительство и отдельные высокопоставленные социал-демократы заявляли о намерении создать так называемый «центр приема» за пределами Европы.
Когда эта идея только родилась, видный социал-демократ Хенрик Сасс Ларсен (Henrik Sass Larsen) предложил, чтобы процедура предоставления убежища вместо Дании стала проводиться в Ливии и Алжире. Когда социал-демократы в 2018 году стали всерьез прорабатывать это предложение, они семь раз в заявлениях партии упомянули, что центр приема беженцев должен располагаться «за пределами Европы».
С тех пор и премьер-министр Метте Фредериксен (Mette Frederiksen), и министр иммиграции и интеграции Маттиас Тесфайе неоднократно повторяли формулировку «за пределами Европы», обсуждая потенциальное место для организации центра приема беженцев. Также Метте Фредериксен упоминала «Северную Африку» в качестве возможного региона для реализации этой идеи, когда Датское радио в 2018 году взяло у нее на эту тему интервью.
«Если мы хотим прекратить все эти опасные путешествия через Средиземное море, нам нужно передвинуть границу Европы с его северного побережья на южное», — также заявила Метте Фредериксен на пресс-конференции в 2018 году.
Как сейчас выяснилось, правительство, стремясь реализовать свой амбициозный проект, рассматривает не только страны к югу от Средиземного моря, но и Восточную Европу.
А точнее, как смогла узнать Jyllands-Posten, Дания ведет диалог о центре приема просителей убежища с Украиной. Об этом, по информации нескольких независимых источников, Маттиас Тесфайе рассказал нескольким парламентским партиям.
Диалог на самом начальном этапе
Диалог с Украиной сейчас на самом начальном этапе. Страна, по размерам вторая в Европе, граничит аж с четырьмя европейскими странами, и потому у датского правительства это не самый предпочтительный вариант места размещения центра по приему беженцев.
По информации Jyllands-Posten, популярнее всех в этом контексте Руанда, с которой правительство давно ведет переговоры по беженцам. Это обсуждалось, в том числе, когда датский министр ездил в столицу страны Кигали в апреле.
Тем не менее, такая информация об Украине вызвала удивление и критику со стороны партии «Единый список» и Датской народной партии.
«Ведь правительство заявляло, что центр не должен располагаться в Европе», — говорит парламентский представитель партии «Единый список» по иностранным делам Роса Лунд (Rosa Lund).
«Это демонстрирует, что дело вовсе не в добросердечии нашего правительства, которое стремится прекратить опасные переправы через Средиземное море. На самом деле, власти просто не хотят, чтобы с беженцами разбирались в Дании. Это разоблачает их лукавство», — говорит она.
«За это ведь будут платить»
Диалог с Украиной — это еще одна серия в сериале про заграничный центр по приему беженцев, и так уже длинном.
Несколько лет правительство намеренно скупо давало информацию о том, какие страны могут разместить у себя центр, который Маттиас Тесфайе назвал своим главным политическим приоритетом.
Конкретная информация появилась только в апреле, когда газета Jyllands-Posten рассказала, что открыть у себя центр приема беженцев согласилась Руанда.
Позже Jyllands-Posten удалось узнать, что правительство действительно попыталось реализовать вариант с Северной Америкой. Посол по вопросам миграции Андерс Танг Фриборг (Anders Tang Friborg), который, по мнению правительства, должен был продолжать «стучаться в открытую дверь», поехал осенью 2020 года в Тунис и Египет, чтобы начать диалог и с ними, свидетельствует ряд документов.
Также правительство договорилось о центре приема беженцев с Эфиопией, куда в прошлом году, чтобы «продать» эту идею, ездила большая датская делегация.
С тех пор Эфиопия уже перестала быть потенциальным местом организации нового центра из-за кровавого этнического конфликта — а сейчас впервые стало известно, что правительство, оказывается, поглядывает и в сторону Восточной Европы.
Флемминг Сплиссбоэль (Flemming Splidsboel), старший научный сотрудник Датского института международных исследований и эксперт по Украине, удивлен таким развитием событий.
Украина находится вдали от обычных маршрутов беженцев, говорит он.
И если эти переговоры в конечном итоге закончатся тем, что на Украине построят такой центр, президенту Владимиру Зеленскому будет нелегко объяснить своему народу, почему это их страна должна принимать и оставлять у себя беженцев, стремящихся в Данию.
«Получилась бы очень болезненная ситуация, если бы на Украине внезапно появилось множество беженцев из африканских стран и Ближнего Востока. Украинцы очень скептически настроены к мигрантам и исламу», — говорит Флемминг Сплиссбоэль.
Jyllands-Posten: Какой вообще у Украины может быть интерес создавать у себя центр по приему мигрантов?
Флемминг Сплиссбоэль: Самое очевидное — интерес финансовый. Ведь за это будут платить. Нужно помнить, что Украина — страна бедная, и там очень высокая безработица.
В более широкой перспективе Украина может пытаться выслужиться перед Западом из геополитических соображений.
«Страна нуждается в поддержке на фоне продолжающихся конфликтов с Россией из-за Крымского полуострова и сепаратистского движения на востоке Украины в Донбассе. Поэтому готовность решать миграционные проблемы Западной Европы может стать ценным политическим капиталом», — рассказывает Флемминг Сплиссбоэль.
Что такое центр приема беженцев?
Вплоть до последних выборов самым главным предвыборным обещанием социал-демократов был вызывающий множество дискуссий план вынести за границу процедуру обработки заявок на убежище.
В частности, правительство хочет, чтобы людей, ищущих убежища в Дании, отправляли в центры приема за пределами ЕС. Там они должны жить, пока рассматривается их дело.
Если они получат убежище- то есть их признают нуждающимися в защите — они должны будут остаться в стране, где расположен центр приема беженцев.
Фолькетинг (датский парламент — прим. перев.) принял поправку к закону, дающую юридическую возможность отправлять беженцев в лагеря за границей, однако, подходящую для этого страну еще не нашли.
С точки зрения датчан и по мнению эксперта, Украина — более надежный партнер, чем Руанда, где плохо соблюдаются права человека, а в 2018 году застрелили 12 человек, которые жаловались на сокращение продовольственных пайков в лагере для беженцев в Кизиба.
«Украину есть за что критиковать, но политическая культура и открытость в этой стране совершенно иного порядка, чем в Руанде», — говорит Флемминг Сплиссбоэль.
Автор идеи: «Это сработает»
Если вы спросите эксперта по миграции Мортена Лисборга (Morten Lisborg), то Украина — это очень подходящий выбор, чтобы попробовать воплотить идею.
«Меня совсем не удивляет, что власти поглядывают на восток. Я сам это и предлагал. Маршруты мигрантов, конечно, отчасти идут из Африки, но также они пролегают и на востоке — например, балканский маршрут», — говорит Мортен Лисборг.
Он является совладельцем консалтинговой фирмы «Консультации по управлению миграцией» (Migration Management Advice) и помогал социал-демократам, когда в 2018 году партия сделала организацию центра приема беженцев основным элементом своей внешней политики.
Социал-демократы больше не дают ему поручений, но ввиду его прежнего с ними сотрудничества получается, что он один из авторов идеи и плана организации лагеря беженцев за границей.
По мнению Мортена Лисборга, ключевой момент — это то, что Украина не участвует в Шенгенском соглашении, которое позволяет гражданам свободно пересекать границы между странами-партнерами.
У беженцев не будет мотивации подавать пршение об убежище в Дании, если он в итоге окажется в стране, которая не пользуется преимуществом свободного передвижения по Шенгенскому соглашению, вот как звучит обоснование идеи.
Jyllands-Posten: Но Украина — это же европейская страна. Неужели это настолько непривлекательное место, что беженцы и мигранты из-за этого не захотят подавать заявления в Данию?
Мортен Лисборг: Информация быстро распространится, и если человек будет двигаться по Балканскому маршруту, он сразу узнает, что, подай он по собственной инициативе заявление на убежище в Дании, он рискует оказаться на Украине и ждать его там. Благодаря этому количество людей, подающих заявления в Данию, уменьшится.
Симон Турнер (Simon Turner), эксперт по миграции из Копенгагенского университета, тоже понимает логику идеи с Украиной. Эта страна расположена очень недалеко от Балканского маршрута, с которого беженцы часто через Грецию, Сербию и Венгрию добираются до своей цели в Северной Европе.
«Сейчас большое внимание уделяется Средиземному морю, потому что Балканский маршрут в последние годы немного „пересох". Но учитывая появление новых беженцев из Афганистана, легко представить, что люди снова начнут идти именно с той стороны», — говорит Симон Турнер.
Тот факт, что Украина сама по себе транзитной страной не является, не обязательно делает ее неудобным местом для центра, говорит он:
«Про Руанду ведь тоже нельзя сказать, что она находится прямо на маршруте из Западной Африки».
Мортен Мессершмидт (Morten Messerschmidt), заместитель председателя Датской народной партии, скептически относится к идее разместить центр приема беженцев на Украине. Он предпочитает Руанду.
«Очевидно, что лучше предпочесть страну, которая находится дальше от Дании и менее привлекательна, чем Украина. Украина граничит с ЕС. Если людей нелегально переправляют из Марокко в Италию, то что помешает нелегалам пересечь физическую границу между Украиной и Польшей?»
Друзья по вакцине
В последние годы на отношениях Дании с Украиной сильно сказывался конфликт с Россией, которая в 2014 году незаконно аннексировала украинский полуостров Крым.
В то же время Украина выразила желание в долгосрочной перспективе стать членом ЕС.
В апреле Йеппе Кофод (Jeppe Kofod) провел видеовстречу со своим коллегой — министром иностранных дел Дмитрием Кулебой, на которой он подчеркнул, что «Дания полностью поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины» в конфликте с Россией.
В августе правительство внезапно отправило Украине полмиллиона доз вакцины от коронавируса. Это побудило президента Владимира Зеленского в Твиттере воздать хвалу Метте Фредериксен и назвать две страны «друзьями».
«Дания и Украина — близкие партнеры — в том числе и в борьбе с пандемией», — заявил в том же духе посол Дании на Украине Оле Эгберг Миккельсен (Ole Egberg Mikkelsen).
Маттиас Тесфайе не захотел давать интервью по этой теме и отправил нам письменный комментарий:
«Правительство определило несколько стран, где мы видим возможности для сотрудничества по созданию центра приема беженцев.
О том, с кем ведем диалог и что именно обсуждаем, мы пока распространяться не хотим», — написал министр.
Jyllands-Posten обратилась в посольство Украины в Копенгагене, спросив, были ли у этой страны контакты с Данией на тему центра приема беженцев. В электронном письме советник посла Юрий Романчук на вопрос о том, были ли такие контакты, не ответил. Вместо этого он сказал, что Украина не ведет с Данией переговоры о лагере для беженцев:
«Могу заверить вас, что украинское правительство не вело и не собирается вести переговоры с датским правительством о каком-либо варианте строительства такого объекта для ищущих убежища», — гласил его ответ.
Также Jyllands-Posten обратилась в министерство иммиграции и интеграции с вопросом о переговорах правительства с Руандой.
Министерство ответило, что на прошлой неделе датская официальная делегация побывала в этой стране.