В истории со встречей Зеленского и Путина, которые никак не встретятся, появилась новая информация.
Россияне опубликовали предложения Кремля Банковой — какие темы два президента могли бы обсудить. Всего в документе 12 пунктов. Но Украина, как заявляют у Путина, пока ни на один ответа не дала. И своих идей еще не присылала.
К слову, о встрече с президентом России Зеленский недавно вспоминал. Он говорил, что окружение Путина якобы блокирует прямой разговор лидеров Украины и России — опасаясь, что Зе сможет «переубедить» хозяина Кремля.
Однако информация о «плане России» показывает ситуацию с другой стороны: конкретные предложения по встрече из Кремля таки звучат.
Причем они вполне приемлемы для украинской власти — никакие «красные линии» (вроде особого статуса по Донбассу или же поставок воды в Крым) не пересекают. Кремль предлагает обсудить вполне конкретные вопросы двухсторонних отношений, о необходимости решить которые говорит и Киев. Например, продолжение транзита газа после 2024 года.
Почему, несмотря на это, президенты никак не встретятся — разбиралась «Страна».
Полгода разговоров о встрече
Тему о встрече с Путиным Зеленский поднял во время весеннего обострения у границ Украины. Он выпустил обращение, где призвал президента России встретиться «в любой точке украинского Донбасса».
Путин ответил, что встречаться готов, но в Москве. И с выносом за скобки вопросов Донбасса и Крыма.
То есть понятно, что говорить на эти темы Путин бы стал. Но подписывать с Зеленским какие-то совместные заявления по этому поводу — нет. По крайней мере, без предварительных шагов со стороны Украины по исполнению Минских соглашений.
Причина такого подхода очевидна. По Донбассу Киев, по мнению россиян, саботирует уже существующий формат урегулирования — Минск-2 и Нормандию. Принимаемые там решения политического плана (из свежего — имплементация Украиной «формулы Штайнмайера») Киевом не исполняются.
Поэтому желание обсудить этот вопрос напрямую с Путиным, а не, скажем, в Трехсторонней контактной группе, выглядит как попытка Украины выбить односторонние уступки.
«Если речь идет об обсуждении проблем Донбасса, то тогда в первую очередь руководство Украины должно встречаться с руководителями республик, ЛНР и ДНР, а уже потом обсуждать эти проблемы с представителями третьих стран, которой в данном случае является Россия. Это первое. А второе — если речь идет о развитии двусторонних отношений, то, пожалуйста, мы примем президента Украины в Москве в любое удобное для него время», — отреагировал тогда президент РФ на предложение Зеленского.
После этого никакой новой конкретики по встрече не появилось. Главное противоречие заключалось в том, что Зеленский хотел обсуждать только Донбасс, а Путин отсылал его за этим к самому Донбассу (точнее, неподконтрольной его части).
По итогу разговоры о встрече с Путиным приобрели на Украине характер пиара. С одной стороны, уже полгода как «идет подготовка», с другой — надо было объяснить, почему она зашла в тупик. И на днях Зеленский намекнул, что встречу блокирует окружение Путина.
«Я хотел бы встретиться с президентом Российской Федерации. Мне понятно, что в формате тет-а-тет встреча будет довольно предметной. Мне понятно, что российская сторона, окружение президента России, не хочет, чтобы он проводил эту встречу именно в формате тет-а-тет, потому что эта встреча сможет принести неожиданные результаты», — заявил Зеленский.
То есть Зеленский намекает, что намерен «перевербовать» своего российского коллегу и это якобы и страшит окружение Путина.
На это и другие заявления Киева в Москве неизменно отвечали — никто особо ничего не готовит, потому что с украинской стороны нет инициативы.
И сегодня эта тема получила продолжение.
12 пунктов Кремля
Издание «Коммерсант» узнало детали о подготовке встречи Путина и Зеленского.
Оказывается, Москва еще несколько месяцев назад прислала в Киев список 12 потенциальных решений, которые могли бы утвердить два президента. Все они касаются двусторонних отношений.
Издание публикует четыре пункты из дюжины:
Восстановление полноценных дипломатических отношений и возвращение послов
Снятие взаимных торговых ограничений и санкций
Возобновление транспортного сообщения между странами
Заключение до 1 декабря 2022 года контрактов на поставки газа и продолжение транзита после 2024 года.
Крым в предложениях не упоминается, а по Донбассу есть ремарка, что Россия поддержит любые договоренности Украины с «ДНР» и «ЛНР».
Украина, говорят в Кремле, на предложенную повестку пока не отреагировала. «От украинцев до сих пор ничего вразумительного по возможному наполнению двусторонней встречи не поступало», — сказал изданию пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк не подтвердил и не опроверг, поступали такие предложения из России или нет. Но дал понять, что говорить Киев готов только по поводу мира и войны на Донбассе.
«Вопросы войны (в любом ее проявлении, в том числе экономическом, информационном) и мира — ключевое наполнение переговорной повестки», — сказал Подоляк.
Он уточнил, что «с российской стороны должны прозвучать конкретные и ясные содержательные предложения, которые могут исправить, например, то, что российской стороной не выполняется ряд решений еще парижского саммита в „нормандском формате"».
То есть Украина никаких конкретных вопросов для обсуждения не предлагает — и более того, требует, чтобы их в приемлемой для Киева формулировке предложила Москва. Причем, судя по словам Пескова, требует исключительно через СМИ.
Что еще раз говорит о том, что для Зеленского тема встречи с Путиным — это прежде всего пиар с целью показать, что он готов на шаги ради мира, но, дескать, Россия не идет на встречу.
Что следует из «плана Кремля»?
Первое что бросается в глаза — это общая умеренность и не конфронтационность предложенной Кремлем повестки.
Москва показывает, что готова ослаблять напряжение там, где это возможно без тяжелых для Украины политических решений.
Предложенные Путиным шаги не требуют ни согласия парламента, ни каких-либо других сложных политических компромиссов — все они в компетенции Офиса президента и подконтрольного ему правительства.
Более того, решать предложенные вопросы в первую очередь в интересах Украины. Снятие взаимных торговых ограничений и санкций — это однозначно выгодно нашей стране, так как отроет доступ украинским товарам на российский рынок.
Заключение до 1 декабря 2022 года контрактов на поставки газа и продолжение транзита после 2024 года — это вообще то, что постоянно требует Киев. И Москва дает понять, что готова предметно обсуждать вопрос.
И тот факт, что Зеленский на это никак не реагирует — уже говорит о многом. Что реально мириться с Россией или хотя бы искать взаимоприемлемый формат сосуществования — на Банковой не планируют. Либо на это не дает разрешение Запад.
И если проблема для Зеленского только в том, что на встрече россияне не хотят обсуждать Крым, то это очень странное объяснение фактического отказа от встречи на которой мог бы быть решен ключевой для Украины вопрос о транзите.
Понятно, что если Киев не хочет принимать простые решения по точечной нормализации украино-российских отношений, то в искренность намерений окончить войну на Донбассе — несоизмеримо более сложную задачу — верится очень мало.