Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The National Interest (США): первые дредноуты царской России подоспели как раз к Великой войне

Российский линейный корабль-дредноут «Гангут» - ИноСМИ, 1920, 07.10.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда началась Вторая мировая, «Парижская коммуна» находилась в Черном море. До революции этот корабль назывался «Севастополь» и был одним из четырех линкоров, построенных на Балтийском заводе по указанию последнего российского императора Николая II. Они участвовали еще в Первой мировой войне.

Истоки российского флота восходят еще к четвертому веку, когда по рекам будущей России плавали первые славянские флотилии, однако как официальная сила он существует с 1696 года. Первый настоящий российский флот основал Петр Великий, которому приписывают слова: «Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, — обе руки имеет».

Однако несмотря на амбиции Петра Великого и Екатерины Великой, создавшей Черноморский флот, истинной морской державой Россия никогда не была, и это особенно бросилось в глаза спустя столетия во время русско-японской войны 1905 года.

Тогда российский флот считался третьим в мире по мощности, но война завершилась катастрофой — для российских военных вообще и флота в частности. В битве при Порт-Артуре России противостояла сокрушительная угроза японцев, а после нее военные корабли Балтийского флота ВМФ России отправились в трудное путешествие, чтобы переломить ход войны. Однако вместо этого дело кончилось крахом и гибелью.

Ответ царя

В ответ на гибель Балтийского флота царь Николай II лично распорядился о строительстве нового класса кораблей — дредноутов — хотя раздраженная Дума финансировать строительство новых военно-морских сил поначалу отказывалась. Однако в 1909 году был утвержден новый класс дредноутов — «Гангут». Поначалу контракт достался гамбургской верфи Blohm & Voss, но Дума пригрозила перекрыть ассигнования, если корабли будут строиться не в России.

Но решение строить корабли на российских верфях оказалось сопряжено с рядом проблем. Во-первых, российская промышленность была не в силах производить высокопрочную сталь в достаточных количествах, и в строительстве военных кораблей возникали простои. Более того, конструкция не была полностью оригинальной: окончательная компоновка многим обязана итальянскому кораблю «Данте Алигьери».

Кроме того, потребовались и другие жертвы.

Защита и выносливость кораблей были снижены в пользу огневой мощи и скорости. Компоновка вооружения, чьим прообразом стал другой итальянский военный корабль, «Витторио Куниберти», представляла собой 305-миллиметровые орудия 52-го калибра в тройных башнях по средней линии — эта раскладка славилась дальнобойностью и точностью. Орудия делались на Обуховском заводе и обеспечивали длинному корпусу боевых кораблей низкий центр тяжести, устойчивую огневую платформу, а также низкий силуэт.

Всего было построено четыре линкора, включая «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Они были построены с декабря 1914 года по январь 1915 года (так в тексте, на самом деле корабли были заложены раньше, — Прим. ИноСМИ), но на службу встали позднее в том же году. Все четыре защищали вход в Финский залив, но, поскольку немецкая атака так и не последовала, в Первой мировой корабли практически не участвовали. По-своему, оно и к лучшему.

Но это создавало иные проблемы, поскольку недовольные экипажи приняли участие в общем мятеже Балтийского флота после Февральской революции 1917 года, а позже, после Октябрьской революции, поддержали большевиков. Дредноуты составляли костяк морских сил Красной Армии. В результате именно они стали мишенью для интервенции союзников в августе 1919 года. «Петропавловск» был торпедирован и потоплен в Кронштадте британским сторожевым катером. Тем не менее его спасли и отремонтировали, после чего он вместе с сородичами продолжил нести службу у большевиков после Гражданской войны.

На советской службе

После окончательной победы красных в 1922 году всем четырем кораблям были присвоены настоящие «революционные» имена. «Петропавловск» стал «Маратом», «Севастополь» переименовали в «Парижскую коммуну», «Гангут» — в «Октябрьскую революцию», ну а «Полтава» стала «Фрунзе».

После пожара «Фрунзе» по сути демонтировали на оборудование, и в июне 1941 года, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз, корабль оставался в доке.

Остальные три линкора, перестроенные снизу доверху в 1930-х, все еще были в строю и оставались острием советского флота. Однако в сентябре 1941 года «Марат» был искалечен немецкими пикирующими бомбардировщиками у города Кронштадт на острове Котлин и позднее служил огневой батареей. «Октябрьская революция» начало войны встретила в Таллине, но смогла отступить в Кронштадт, где тоже была сильно повреждена: по ее носу ударили три бомбы. Однако корабль удалось отремонтировать настолько, что он оказывал огневую поддержку во время блокады Ленинграда, а затем принял участие в Выборгско-Петрозаводском наступлении в июне 1944 года. Линкор стрелял из своих орудий до последнего и за службу был награжден орденом Красного Знамени.

Когда началась война, «Парижская коммуна» находилась в Черном море. Линкор оставался в Севастополе, пока не эвакуировался под натиском наступающих немецких войск. Корабль был выведен из боя в апреле 1942 года как легкая мишень, но позже, осенью 1943 года, привел уцелевшие части Черноморского флота обратно в Севастополь. «Парижская коммуна» тоже была награждена орденом Красного Знамени.

Все четыре корабля были сняты с действующей службы в начале 1950-х и проданы на металлолом. Таков был конец дредноутов, что заказывал еще сам царь.