Глава Международного энергетического агентства заявил, что у России есть возможность отправить в Европу значительно больше газа и тем смягчить охвативший континент энергетический кризис. Это заявление, вероятно, упрочит обвинения, что Россия задерживает важнейшие поставки газа.
По словам исполнительного директора МЭА Фатиха Бироля (Fatih Birol), внутренний анализ ведомства предполагает, что Россия может увеличить экспорт на континент примерно на 15% от пикового зимнего предложения.
Выступая на следующий день после того, как президент Владимир Путин намекнул на увеличение поставок, Бироль призвал Россию подтвердить свою репутацию «надежного поставщика» и смягчить кризис поставок, который взвинтил цены на энергоносители и поставил под угрозу глобальное восстановление после пандемии.
«Если Россия сделает так, как вчера намекнула, и увеличит объемы поставок в Европу, это окажет на рынок успокаивающее влияние, — сказал он. — Я не говорю, что они обязательно так и сделают, но если они пожелают, у них есть для этого все возможности».
Что Россия может увеличить поставки в Европу, МЭА, — а его в основном финансируют страны ОЭСР для консультаций по вопросам энергетической политики и безопасности, — уже предпологало в прошлом месяце, но не уточнило насколько.
Цены на газ росли в течение нескольких месяцев и резко подскочили в среду на фоне крепнущей перспективы дефицита поставок зимой. Но 40-процентный рост цен в Великобритании сменился 9-процентным падением всего на следующий день после того, как Путин намекнул на увеличение поставок.
Бурмистрова отметила, что потрясения на газовых рынках грозят стабильности региональной экономики и доказали, что долгосрочные контракты, за которые ратует «Газпром», — вариант более безопасный.
«Покупать газ по приемлемым ценам, конечно, хорошо, но еще лучше знать заранее, сколько он будет стоить через месяц, квартал или год, — сказала она. — Мы все видим на рынках, во сколько нам может обойтись эта непредсказуемость».
Россия неоднократно подчеркивала, что свои долгосрочные контракты выполняет полностью, но при этом отметила, что объем продаж в Германию может быть увеличен после утверждения трубопровода «Северный поток — 2». В ответ Украина и другие страны Восточной Европы заподозрили, что Россия пытается воспользоваться высокими ценами и ускорить одобрение проекта.
Газопровод проходит через Балтийское море в обход Украины, которая отвернулась от Москвы на Запад после революции 2014 года и с тех пор воюет с пророссийскими сепаратистами на востоке страны.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил в четверг, что для увеличения поставок в Европу есть «потенциал», и решительно намекнул, что лучший способ это сделать — «Северный поток — 2».
По словам Пескова, у России имеются альтернативные маршруты поставок, которые «прекрасно работают, гораздо более высокотехнологичны и более экологичны».
Министр энергетики США Дженнифер Гранхольм (Jennifer Granholm) заявила на этой неделе, что США «внимательно» наблюдают за ролью России в европейском газовом кризисе, включая возможные манипуляции со стороны «Газпрома».
Бироль из МЭА подчеркнул, что единоличной ответственности за скудность поставок российский экспорт не несет. По его словам, свою роль сыграли быстрое восстановление экономики после пандемии, затянувшееся техобслуживание ряда проектов и погодные условия. При этом он предостерег, что резкий рост цен нанесет ущерб долгосрочному будущему отрасли.
«Совершенно очевидно, что газовому рынку не светят хорошие оценки от потребителей во всем мире, — сказал Бироль. — Газ подавался всему миру как чистый и надежный источник в дополнение к энергетическому переходу, но рискует запятнать этот образ».
Бироль сказал, что правительствам необходимо оградить потребителей от скачка цен в краткосрочной перспективе, но добавил, что рекордные цены также должны ускорить переход прочь от ископаемого топлива.