Согласно выводам, сделанным авторами британского доклада, спорту придется определиться, что будет в приоритете — права отдельной личности или честная конкуренция, так как заботиться и о том, и о другом одновременно не получится.
Когда речь идет о честной конкуренции, безопасности спортсменов и участии трансгендеров в спортивных соревнованиях на равных условиях с остальными, никак не удастся и рыбку съесть, и косточкой не подавиться.
Таков один из основных выводов британского доклада, ставшего плодом труда Совета по равноправию в спорте (The Sports Councils Equality Group, SCEG). Эксперты 18 месяцев разбирались с вопросом, за которые многие боятся даже браться: ставят ли трансгендеры в спорте под угрозу честную конкуренцию?
В нем же SCEG утверждает, что трансженщины, которые начинают принимать участие в женских видах спорта, сохраняют свои физические преимущества, даже если уровень тестостерона у них искусственно снижают.
В новых рекомендациях особое внимание уделяется массовому спорту, а также подчеркиваются детали, о которых часто забывают, говорит Аск Вест Кристиансен (Ask Vest Christiansen), доцент и эксперт по спорту с кафедры общественного здравоохранения Орхусского университета.
«Речь идет также о населении и популярном спорте в целом, а не только о том, кого можно допускать до Олимпийских игр», — говорит он.
«Инклюзия одних всегда подразумевает отвержение других. Это не значит, что кто-то не должен заниматься спортом. Напротив, мы должны всячески поощрять интерес к спорту. Но нельзя просто взять и сказать, что каждый должен иметь одинаковые возможности заниматься абсолютно любыми видами спорта», — говорит Аск Вест Кристиансен.
Доклад о трансгендерах в спорте
Новые британские рекомендации о трансперсонах в спорте — результат 18-месячной работы, в ходе которой эксперты взяли интервью у более чем 300 человек и опросили 175 организаций. В исследовании участвовали спортсмены различных поколений и полов, трансперсоны, представители ЛГБТ±сообщества. Доклад опирается на новейшие научные данные в этой области, что делает его самым полным из имеющихся работ по этой теме.
Совет подчеркивает, что в этой сфере необходимо мыслить «новаторски», чтобы никто не чувствовал себя потерявшимся в серой зоне. В качестве подходящих вариантов упоминаются открытые гендерные категории или альтернативные формы игр без физического контакта.
Какого-то «волшебного» решения не существует, говорится в докладе. Именно поэтому отдельным видам спорта рекомендуется самим расставлять приоритеты и выбирать, хотят ли они сосредоточиться на правах индивида или предпочитают честную конкуренцию, так как и то, и другое одновременно невозможно.
Аск Вест Кристиансен с этим мнением согласен.
В августе 2019 Датская ассоциация спорта создала рабочую группу, в задачи которой входило составление рекомендаций по поводу отношения к смене пола в среде спортсменов.
И вот прошло два года, а эта работа все еще не закончена.
Рекомендации должны были быть представлены в мае прошлого года, но, как сказал тогда председатель группы Мортен Мёльхольм (Morten Mølholm), covid-19 затормозил процесс, и дедлайн пришлось перенести на ноябрь. Потом его перенесли еще раз.
«Мы ожидаем, что в Дании доклад появится примерно в декабре. И в нем мы, конечно, также учтем материалы из Великобритании», — написал Мортен Мёльхольм «Датскому радио».
Гормональная терапия различий не стирает
Инклюзивность, справедливость и безопасность. Три ножки этой табуретки. В прошлом году Международная федерация регби первой в мире запретила трансженщинам участвовать в ее международных соревнованиях. Принимая это решение, федерация больше всего ориентировалась на безопасность, говорит Аск Вест Кристиансен:
«Это просто было слишком опасно».
«Есть другие виды спорта, в которых безопасность не имеет решающего значения, там, возможно, важнее инклюзивность и справедливость — причем и то, и другое одновременно вы получить тоже не можете. Да, конечно, можно вообще иметь одну открытую категорию для всех. Будет абсолютная инклюзивность и равноправие. Но тогда половина населения земли (женщины — ред.) не сможет найти среди победителей кого-то, с кем можно себя ассоциировать», — говорит Аск Вест Кристиансен.
Если сосредоточиться на элитном спорте, то там в большинстве направлений следуют рекомендациям, представленным в 2015 году Международным олимпийским комитетом (МОК). Согласно им, трансженщинам разрешается участвовать в женских соревнованиях, если уровень тестостерона у них ниже определенного порога минимум в течение 12 месяцев перед турниром.
Однако в августе МОК признал, что эти правила не «соответствуют поставленной цели» и потому их надо пересмотреть. Авторы нового британского исследования более прямолинейны в своих формулировках: действующий международный свод правил «не может гарантировать справедливость», говорят они.
Исследование, на которые опирается SCEG, свидетельствует, что взрослые спортсмены-мужчины в среднем примерно на 10-12 процентов производительнее женщин в плавании и беге. В прыжковых дисциплинах разница составляет 20%, а силовых видах спорта — 35%.
В этом выражается действие тестостерона, который определяет биологические различия между мужчинами и женщинами, сказывающиеся на показателях в спорте, говорит Аск Вест Кристиансен.
«И различия эти значительно существеннее, чем различия внутри полов. Тут разница составляет от 0,1 до одного процента», — говорит спортивный эксперт.
А если мы перейдем, например, к боевым искусствам, то тут различия будут еще более значительным.
«Разница в силе удара у мужчин и женщин не 10, 20 или 30 процентов. Она более 200%», — говорит Аск Вест Кристиансен и ссылается на шведское исследование, в котором участвовали трансмужчины и трансженщины, проходящие соответствующую гормонотерапию.
Через 12 месяцев терапии трансженщины по-прежнему были сильнее, чем трансмужчины.
«Мужчины, ставшие женщинами, сохранили свою силу, тогда как женщины, ставшие мужчинами, хотя и стали более сильными, но далеко не в такой же степени. То есть, трансженщины сохраняли биологические преимущества, полученные ими в пубертатном возрасте», — говорит спортивный эксперт.