Знаете, какая отрасль производства больше всего выросла на Украине за пять лет? Абсолютный чемпион — мебельная промышленность. Индекс промышленной продукции (с устранением сезонных колебаний) здесь составил 147,5%. Деревообработка, кстати, также показала неплохой результат: 122,8%. При том, что индекс для перерабатывающей промышленности в целом составил лишь 104,6%. То есть пока украинская промышленность «топталась на месте», мебельное производство с 2016 года выросло в 1,5 раза, а деревообрабатывание почти на четверть!
Конечно, это не случайность, а закономерный результат экономической инженерии, а именно введение моратория на экспорт леса-кругляка (введен на 10 лет в конце 2015) и уменьшение налоговой нагрузки на промышленные инвестиции (через многолетнюю рассрочку импортного НДС на производственное оборудование). Когда я продвигал эти инициативы в парламенте, меня клеймили как лоббиста и протекциониста, но я воспринимал эти эпитеты вполне положительно. Поскольку быть лоббистом промышленного развития собственной страны и протекционистом по экономическим взглядам, по моему мнению, вполне почетно. И результаты говорят сами за себя.
В 2017 году мораторий на экспорт леса-кругляка заработал в полную — по всем древесных породах. И в 2017-2020 гг. среднегодовые капитальные инвестиции в деревообробку и полиграфию выросли более чем в 1,5 раза. В 2019 они составили почти 10 миллиардов гривен, а в 2020 г.. — 6,2 миллиарда гривен в абсолютном измерении. Тогда как годовые капитальные инвестиции в фармацевтическую индустрию или, например, машиностроение в 2019-2020 гг. чуть достигали 3 миллиарда гривен в год. Кроме этого, по 2016-2020 гг. практически удвоился экспорт мебели, приблизившись к годовой отметки 750 миллионов долларов. А это тысячи новых рабочих мест и сотни новых производств, реальное развитие малого и среднего бизнеса, что сейчас на вес золота.
При этом, как свидетельствует официальная статистика, заготовка леса с 2016 года сократилась более чем на 20%. То есть экология улучшилась, а экономика развилась. Если бы еще действие моратория не ослаблялась экспортом дров (в прошлом году — 100 миллионов долларов), в который удобно маскировать контрабанду леса, положительные эффекты моратория были бы еще масштабнее.
Когда мы, украинцы, стремимся защитить свою экологию и развить производство и экономику через такие инициативы, как ограничение экспорта необработанного леса, непременно подвергаемся на безумное сопротивление иностранных лоббистов и бюрократов, грантовых псевдоэкспертов и наивных граждан. Они охотно рассказывают нам, как это нецивилизованно, не по-европейски, не современные и т.д. и т.п. Но если мы обратимся к мировой практике, то увидим, что Украина здесь вовсе не «изобретает колесо». Запрет или существенное ограничение экспорта леса-кругляка сегодня действует в 35 странах. В том числе в Канаде с 1906 года и в США с 1926 года.
Поэтому отмена моратория на экспорт леса-кругляка из Украины, которая периодически «всплывает» — очень плохая идея. Вообще-то, идиотская, если честно. Причем и для экономики, и для окружающей среды, и для людей. Все то, что по крайней мере на йоту отдаляет Украину от роли сырьевой колонии, надо всячески лелеять и усиливать, а не отменять!