В своей первой программной речи перед парламентом в пятницу новый премьер-министр Японии Фумио Кисида обозначил свои главные внешне — и внутриполитические ориентиры.
Кисида заявил: «В центре нашего внешнеполитического курса и линии в вопросах безопасности лежит дальнейшее укрепление союза с Соединенными Штатами Америки». Он также выразил свою твердую решимость всемерно укреплять новый Азиатский военно-политический блок QUAD в составе США, Японии, Австралии и Индии для «борьбы с китайским наступлением в регионе и мире».
В своей первой политической речи Фумио Кисида, который был избран 100-м премьер-министром Японии в понедельник 4 октября, пообещал также «в сотрудничестве с союзниками решительно продвигать в мире концепцию свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, действуя при этом с упором на QUAD».
В то же время Кисида заметил, что Япония стремится к стабильным связям с Китаем, второй экономикой мира после США. Вместе с тем, как тут же подчеркнул японский премьер, «его правительство при необходимости без колебаний призовет Китай к ответственному поведению». Правда при этом Кисида не уточнил, каких именно вопросов это касается.
Кисида также заявил, что обновит стратегию национальной безопасности Японии, утвержденную в 2013 году тогдашним премьер-министром Синдзо Абэ. Это повлечет за собой серьезное усиление потенциала военно-морской безопасности, также береглвлй и противоракетной обороны.
Кисида осудил разработку Северной Кореей ядерного оружия и ракет, которые могут его доставить. Он также сказал, что хотел бы встретиться с лидером страны Ким Чен Ыном, чтобы обсудить вопросы, связанные с проблемой ранее похищенных северокорейцами японцев.
Что касается экономики, то Кисида повторил свой известный общий призыв к «новому капитализму» для защиты среднего класса. Однако в детали премьер не вдавался Он. пообещал смелые инвестиции в решение проблем, связанных с изменением климата, а также других глобальных проблем. Кисида говорил о необходимости прекращения затяжной стагнации экономики страны и «инфляционной засухи», которая «губит экономическую мотивацию».
Кисида сказал, что в нынешнем финансовом году правительство создаст так называемый «университетский фонд» в размере 10 триллионов иен (89,3 миллиарда долларов) для активного продвижения исследований и научно-практических разработок в области передовых технологий, в том числе в области космоса, квантовых вычислений и охраны окружающей среды.
Он говорил о разработке стратегии чистой энергии, чтобы «меры по противодействию глобальному потеплению действительно способствовали экономическому росту в мире».
Здесь речь премьера изобиловала неясностями. В то время как Кисида упомянул цель достижения в Японии «углеродного нуля» к 2050 году, объявленную его предшественником Ёсихидэ Сугой, он ничего не сказал о выполнении ближайших неотложных экологических обязательств Суги, таких сокращение выбросов парниковых газов к 2030 году на 46% по сравнению с уровнем 2013 года. Он также не стал вдаваться ни в какие рассуждения о том, следует ли Японии отказаться от ядерной энергетики.
Кисида сказал, что он «построит прочную цепочку поставок и подготовит законопроект о содействии экономической безопасности».
64-летний премьер заявил, что ключом его экономической стратегии станут «новые подходы к распределению богатства в стране». Он пообещал новую схему страхования для всех рабочих, независимо от их контрактного статуса (рабочая сила Японии включает в себя огромную армию временных рабочих, не имеющих постоянных контрактов с компаниями). Также он изложил принципиальную идею о том, чтобы компании приносили выгоду не только своим акционерам, но и делились прибылями со своими сотрудникам и поставщикам.
Что касается пандемии коронавируса, то Кисида сказал, что его правительство обеспечит доступ всех жителей Японии, желающих пройти вакцинацию, к прививкам, в том числе к ревакцинациям.
Характерно, что после выступления Кисиды главный японский биржевой индекс Nikkei Stock Average упал на 0,4%.