У американцев, рассчитывавших, что с победой Джо Байдена на президентских выборах 2020 года внешняя политика США вновь будет решаться «по-взрослому», появилось немало причин усомниться в своем выборе. Администрация уже совершила несколько серьезных просчетов. Ярчайший тому пример — хаотичный вывод американских войск из Афганистана, уронивший веру союзников по НАТО в руководящую роль Вашингтона. На втором месте — продажа атомных подводных лодок Австралии, настолько ошибочная, что давняя союзница Франция разразилась гневом, обвинила американских чиновников во лжи и отозвала своего посла из Вашингтона. Наконец, администрация ошибочно приняла афганского гуманитарного работника за террориста и уничтожила его вместе с семьей в ходе беспилотного налета.
Столь существенные промахи говорят о шатком старте администрации на внешнеполитической арене. Кроме того, складывается впечатление, что ни президент, ни его советники даже не могут четко сформулировать позицию страны по важным вопросам, и такие неудачи подразумевают еще более глубокое невежество.
Один из первых инцидентов произошел в феврале, когда официальный представитель Пентагона Джон Кирби заявил, что Вашингтон поддерживает «суверенитет» Токио над островами Сенкаку — необитаемым архипелагом, на который претендуют Япония и Китайская Народная Республика (КНР). Официальная позиция США с 2014 года заключалась в том, что, хотя США и будут сопротивляться малейшему применению силы со стороны КНР в расчете пресечь власть Токио, занимать позицию по юридическим вопросам территориального спора Вашингтон не будет. В заявлении же Кирби явственно утверждалось, что США поддерживают притязания Токио. Стало ясно, что он допустил оплошность, поскольку уже на следующий день он выступил с «разъяснением» и подтвердил устоявшуюся, более двусмысленную политику.
В середине сентября аналогичную ошибку допустил Госсекретарь Энтони Блинкен — насчет Гонконга. Поначалу Блинкен твитнул, что США «встанут вместе с народом Гонконга» против крепнущих репрессий Пекина. В ответ на гневную отповедь китайского МИДа, возмутившегося «безответственной клеветой», Блинкен тут же удалил твит и заменил его на более вялый. И снова чиновник администрации Байдена вроде бы сигнализировал о жесткой политике против Пекина по щекотливому вопросу, но тут же отступил, столкнувшись с вполне предсказуемым сопротивлением.
Внешнеполитические же ляпы самого Байдена настораживают даже больше, чем ошибки его подчиненных. Своим уверением в июле 2021 года, что клиентский режим Вашингтона в Кабуле скорее выдержит, чем падет под натиском повстанцев «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация, — Прим. ИноСМИ), он выставил себя на посмешище. «„Талибан" — это не армия Южного, то есть, наоборот, Северного Вьетнама. Это не так — они даже близко несопоставимы по своим возможностям, — заявил тогда Байден. — Не будет такого, чтобы людей снимали с крыши американского посольства в Афганистане. Это несравнимо». Его предсказание, разумеется, оказалось совершенно не верным.
Но наибольшее беспокойство вызывает его последнее оплошное заявление о политике США по Тайваню. Ведущий ABC News Джордж Стефанопулос спросил Байдена, могут ли союзники Вашингтона по-прежнему рассчитывать на защиту США в свете беспорядочного ухода из Афганистана. Байден ответил: «Мы свято взяли на себя обязательство по Статье 5, что, если кто-то действительно вторгнется или предпримет действия против наших союзников по НАТО, мы ответим». Он добавил, что аналогичный союз был заключен с Японией, Южной Кореей и Тайванем.
Это не что иное, как грубое искажение американской политики. США имеют договорные обязательства по защите других членов НАТО, Японии и Южной Кореи — но не Тайваня. По Закону об отношениях с Тайванем от 1979 года Вашингтон имеет лишь расплывчатое обязательство считать акт агрессии КНР против Тайваня серьезным «нарушением мира» в Восточной Азии. Твердого обязательства защищать Тайвань от нападения нет, и — к лучшему или худшему — насчет своей вероятной реакции Вашингтон десятилетиями придерживался политики «стратегической двусмысленности».
На следующий день чиновники США поспешили заверить Пекин и другие страны, что политика США в сверхчувствительном тайваньском вопросе не изменилась — вопреки комментарию Байдена. И снова серьезной проблемой стало пугающее несоответствие между заявлениями администрации и официальной позицией США. Эта тревожная картина заставляет усомниться в способностях внешнеполитических чиновников США, начиная с самого президента. Выборы 2020 года привели к власти не команду здравомыслящих и проницательных профессионалов, а сборище дилетантов, у которых оплошность на оплошности. Америка заслуживает лучшего руководства.
Тед Гален Карпентер — старший научный сотрудник в сфере обороны и внешней политики Института Катона и редактор The National Interest, автор двенадцати книг и более 950 статей по международным делам