Благодаря доходам от продажи нефти и газа российский Фонд национального благосостояния может достичь рекордно высоких объемов сбережений.
Путин ограничивает новые расходы на инфраструктуру, чтобы увеличить сбережения.
Одобрив расходы в размере 35 миллиардов долларов на реализацию инфраструктурных проектов в этом году, Путин все же поручил правительству ограничить дальнейшие расходы. По словам чиновников, знакомых с ситуацией, сейчас в любом случае больше не осталось хорошо продуманных проектов, готовых к реализации.
«Бережливое отношение к доходам от продажи нефти — это огромный плюс, который повысит привлекательность России в глазах иностранных портфельных инвесторов, — сказала Элина Рыбакова, заместитель главного экономиста в Международном институте финансов (International Institute of Finance) в Вашингтоне. — Не все можно контролировать из центра, даже из лучших побуждений. Мы уже видели инвестиционные проекты, ставшие жертвами неумелого управления».
«Общая линия указывает на возвращение к доковидной стратегии, предполагавшей практически сбалансированный бюджет, в котором предпочтение отдается не инвестициям, а сбережениям и умеренному плану заимствований», — отметил экономист Sova Capital Артем Заигрин.
Если говорить о фонде благосостояния, это значит, что Путин хочет увеличить порог, при котором правительство сможет начать тратить средства из него на инфраструктурные проекты с нынешних 7% до 10% ВВП. Ожидается, что объемы этого фонда, куда поступают доходы от продажи нефти и газа, не достигнут этой более высокой отметки до конца следующего года.
По оценкам правительства, в 2024 году объем сбережений в Фонде национального благосостояния составит 300 миллиардов долларов — сейчас его объем составляет 190,5 миллиарда долларов. Министерство финансов России сообщает, что эти дополнительные средства необходимы «в целях снижения долгосрочных бюджетных рисков, связанных с энергопереходом». Очевидно, Россия понимает, что переход с нефти и газа на низкоуглеродную энергетику на крупнейших потребительских рынках может стать серьезным ударом для российской финансовой системы.
«Правительство боится тратить больше нефтяных денег, потому что цены на нефть иногда растут, но они также могут и упасть, — сказал Олег Вьюгин, бывший высокопоставленный чиновник центробанка. — Неприкосновенная часть Фонда национального благосостояния увеличивается на случай возникновения экономических или политических проблем».