Украинские власти обязались провести «деолигархизацию», а Европейский Союз подтвердил, что считает роль Украины в транзите газа стратегической и что поддержит продолжение транзита газа через эту страну и после 2024 года.
«Открытое небо»
Украинцы решили вступить в европейское «открытое небо», открыв таким образом страну для низкотарифных авиаперевозчиков и большего числа туристов из Европы. ЕС, в свою очередь, объявил, что не признает незаконную аннексию Крыма Россией и поддерживает независимую, суверенную и территориально целостную Украину как партнера, с которым, как заявила Урсула фон дер Ляйен, ЕС связывают «тесные и особые узы».
Вот в общих чертах наиболее значимые результаты вчерашней встречи в верхах между Украиной и ЕС в Киеве, где ЕС представляли председатели Европейского совета и Европейской комиссии — Шарль Мишель и Урсула фон дер Ляйен. Украину представлял президент Владимир Зеленский.
Он повторил, что украинцы ждут, что когда-нибудь Европейский Союз вознаградит их прозападную, европейскую ориентацию, назвав конкретные сроки, когда у Украины появится шанс вступить в ЕС. Однако 27 стран-членов не уполномочили верховных представителей Европейского Союза оглашать подобные вещи на данной встрече, да и вообще беседовать там о возможности вступления Украины в ЕС.
«Мы идем одним путем, но где пункт назначения? И существует ли он вообще? Любой украинец хочет это услышать, как сигнал», — заявил президент Зеленский. «Мы единая европейская семья, и мы сотрудничаем», — все, что ему удалось вытянуть из главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен.
«Деолигархизация», о которой речь шла в конце саммита, подразумевает не только борьбу киевских властей с широко распространившейся коррупцией, но и реформу всей политической и экономической системы страны с целью ограничить влияния олигархов на принятие решений в государстве.
Двунаправленная солидарность
Украинский президент воспользовался этим саммитом, чтобы еще раз выступить против запуска уже построенного «Северного потока — 2», газопровода, который удвоит поставки газа из России прямо в Германию в обход Украины, прежде главной транзитной страны.
Поэтому украинцам так важны заверения о том, что ЕС по-прежнему видит их стратегически важной транзитной страной в будущем, после того как истечет нынешний договор. Украинцы обрадовались бы еще больше, если бы институты Европейского Союза выступили резко против «Северного потока — 2». Но теперь уже поздно, так как газопровод достроен с благословения американского президента Джо Байдена. При этом Германия выразила лишь риторическую готовность вмешаться и не допустить, чтобы россияне пользовались новым газопроводом для шантажа и обхода Украины.
В заключении саммита было сказано, что обе стороны будут работать над максимально эффективным использованием своих энергетических мощностей на пользу друг другу. За этой формулировкой скрывается совершенно новая мысль, которая вышла на первый план ввиду потенциальной дальнейшей эскалации мирового энергетического кризиса, уже заметного по рекордному росту цен на газ и электричество.
Мысль эта о том, что солидарность Европейского Союза и Украины может быть двунаправленной. ЕС помогает Украине в проблемах с газоснабжением. Так, например, он может обеспечить ей поставки со стороны Словакии, если «Газпром» продолжит сокращать поставки Киеву с востока. Но и Украина может помочь ЕС благодаря объемам ее газовых хранилищ. В условиях текущего энергетического кризиса эта тема приобретает особое значение.