Нью-Йорк. — Проблемы не ограничиваются кризисом с дальнобойщиками в Великобритании, вынуждающим армию Ее Величества заниматься раздачей топлива на бензоколонках. А также проблемой недостаточного производства микрочипов на азиатских фабриках, замедляющей по всему миру деятельность отраслей промышленности, зависящих от микропроцессоров — разумеется, компьютерной, мобильной и видеоигровой, но также и сферы производства электроприборов, медицинской техники и всего того, что становится «умным» после внедрения датчиков.
Последствиям эффекта «бутылочного горлышка», вызванного ковид-экономикой, уже нет конца, они распространены по всему миру и затрагивают все точки логистических цепочек, связанных с перевозкой продуктов, полуфабрикатов и сырья: наличие контейнеров, грузовых судов, перегруженность портов, дефицит фур и нехватка дальнобойщиков, ограниченная вместимость складов. А также повсеместный феномен дефицита рабочей силы, дающий о себе знать по всему миру в самых различных секторах.
У американцев больше всего опасений в это время вызывает одно следствие вышеперечисленных проблем — перспектива Рождества без подарков под елочкой (или с тем немногим, что удастся получить). Это ужасающая перспектива не только для детей, ожидающих технологических игрушек, но также для бизнеса, учитывая, что во многих секторах праздничный сезон гарантирует половину годовых продаж. Мы писали на прошлой неделе о страхах самого Джо Байдена, уже столкнувшегося с падением рейтинга популярности, перед перспективой «Гринча — похитителя Рождества». Самира Фазили (Sameera Fazili), замдиректора Совета Белого дома по экономике, назначенная Байденом для поиска решений этой проблемы, уже сообщила ему, что для этого потребуется чудо.
Вчера Байден вызвал огонь на себя, лично встретившись с представителями крупных частных торговых сетей, таких как «Уолмарт» (Walmart) и «Таргет» (Target), грузоперевозчиками, портовыми властями Лос-Анджелеса и Лонг-Бич, а также с профсоюзами работников порта, которых Белый дом подтолкнул к заключению соглашения, позволяющего двум калифорнийским портам (здесь оказывается 40% контейнеров, поступающих ежедневно в США) работать в круглосуточном режиме целую неделю без выходных, чтобы справиться с затором из 60 гигантских грузовых судов, создавшемся перед этими двумя портами.
Соглашение достигнуто, но для решения проблемы его недостаточно: до Рождества остается немногим менее двух месяцев, и, по словам технических специалистов в этом секторе, то, что не было отправлено из Азии на сегодняшний день, вряд ли попадет на полки магазинов к середине декабря. Логистические цепочки, когда-то работавшие как часы, когда фабрики не испытывали необходимости в складах для хранения товара, функционируя с помощью техники just in time, были разрушены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной коронавирусом: за последние 12 месяцев средняя задержка при разгрузке товаров, пересекающих Тихий океан, выросла с 13 часов до 13 суток. А различные модификации спроса в разных странах вызвали существенный дисбаланс: отправить посылку из Лос-Анджелеса в Шанхай стоит в семь раз дороже, чем отправить эту же посылку в обратном направлении.
В Европе дела обстоят ненамного лучше: в Германии не хватает 80 тысяч дальнобойщиков, а продажа и производство автомобилей снизились примерно на 30%. Это общая проблема для всех. По данным консалтинговой компании «Аликс Партнерс» (Alix Partners), специализирующейся на реструктуризации предприятий, в этом году будет произведено на 7,7 миллионов автомобилей меньше из-за трудностей, связанных с пандемией, это 10% мирового производства.
Одним словом, проблема простирается гораздо шире Рождества, в том числе в вопросе сроков восстановления экономики: Международный валютный фонд только что пересмотрел в сторону уменьшения прогнозы роста, датированные июлем, как раз из-за воздействия штамма «Дельта» и логистических затруднений. Показатели роста в США снизились на один пункт — с 7% до 6%. В Америке темпы падают больше, чем в Европе (и в Италии), потому что она находится в большей зависимости от микропроцессоров, а все места, которые занимаются их производством (Тайвань, Малайзия, Япония, Техас), потерпели тяжелый удар из-за пандемии. Однако, быть может, свою роль играет также отсутствие амортизационных механизмов, подобных Интеграционному фонду: когда вы сокращаете сотрудников, трудно взять и снова найти их год спустя, они уже работают в других местах. А если находишь новых — приходится заниматься их обучением.